Обнимая небо крепкими руками...
Они спускаются на землю, когда человек зачастую совсем беспомощен. Они забирают его с собой и возносят на небеса. Нет, они не ангелы, хотя постоянно дарят людям их жизни. Просто у них такая работа: спасать, когда счет идет на минуты.
Огромный ангар аэродрома «Остафьево» пронизан лучами зимнего солнца. В его свете замерли винтокрылые машины Московского авиационного центра (МАЦ) Департамента по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности столицы. При входе спит массивный отечественный пожарный «Ка-32» со сложенными лопастями несущих винтов. А дальше стоят похожие на легких стрекоз импортные «Еврокоптеры» BK117C-2 в раскраске санитарной авиации. Рожденные для полета, они даже на земле выглядят так, будто вот-вот сорвутся с места и умчатся ввысь.
— Нравятся? Их нельзя не любить, — командир воздушного судна пилот МАЦа Вячеслав Каленов с улыбкой наблюдает за реакцией корреспондента «НО». — Они прекрасно приспособлены для полетов в городе. У них отличная управляемость, маленькие размеры, надежные двигатели. Пилотировать такую прекрасную машину легко может и один летчик, но мы всегда управляем ею вдвоем для надежности. При этом один пилот управляет вертолетом, а второй ему помогает, подсказывает решение, наблюдая за воздушной и наземной обстановкой. Особенно это важно при взлете-посадке. Все же под нами город. Порой очень помогают сотрудники госавтоинспекции, при необходимости перекрывая проезжую часть, куда мы садимся, если поблизости нет другого подходящего места. Кроме того, мы летаем только в светлое время суток, хотя имеем достаточный опыт ночных полетов и допуск к пилотированию в условиях ограниченной видимости.
Вячеслав знает, о чем говорит: в недавнем прошлом кадровый военный вертолетчик, он пришел в авиацентр пару лет назад. Почти все пилоты здесь бывшие военные. Афганистан, Чечня, Дальний Восток, Крайний Север для них не просто точки на карте, но места их прежней службы. Конечно, в актуальной работе этих профессионалов теперь присутствует несколько иная специфика. Но любовь к небу осталась прежней.
В авиамедицинской бригаде четыре человека. Два высококлассных пилота и два врача анестезиолога-реаниматолога с квалификацией спасателей. Один медик обязательно из МАЦа, второй — из научно-практического центра экстренной медпомощи (ЦЭМП) Депздрава.
— Так сложилось с 2008 года, с момента возрождения московской санитарной авиации, — говорит Сергей Санников, завотделением специализированной скорой помощи авиацентра, его ветеран. — Два врача из разных организаций в тандеме — традиция. Такой подход дает нам возможность консилиума. Кроме того, специалист ЦЭМПа не только медик, но и администратор. На него возложены все переговоры с нашими коллегами на земле, медицинская сортировка в случае необходимости. А второй анестезиолог-реаниматолог сосредоточен на состоянии пациента. Кстати, за границей в воздухе, как правило, работает только один медик, поэтому можно с уверенностью сказать, что это наш отечественный эксклюзив.
Разговор с Сергеем проходит в медотсеке «Еврокоптера» у медицинской стенки, оснащенной всем необходимым для проведения реанимационных процедур в воздухе. Здесь размещены приборы, которые позволяют авиационной «скорой помощи» бороться за жизнь больного или раненого человека в те считанные минуты полета до любой из городских больниц, что оборудованы вертолетными площадками. Чтобы мастерством своих пилотов и врачей успеть спасти своего «пассажира», судьба которого по воле случая оказалась подвешенной на тонком волоске между жизнью и смертью. Ведь только за прошлый год санитарными вертолетами МАЦа были спасены более 800 человек.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Дмитрий Бобров, врач-анестезиолог-реаниматолог отделения специализированной санитарно-авиационной скорой помощи московского авиационного центра.
- Уникальность нашей работы состоит в том бесценном опыте спасения пациентов, который мы получаем на практике. Все врачи МАЦа обучены по классу спасателей, что дает нам право оказывать медицинскую помощь пострадавшим непосредственно в очаге чрезвычайной ситуации.