Нонна Гришаева: Мы перекормили зрителя пародиями
С Международным женским днем всех представительниц прекрасного пола поздравляет одна из самых ярких и многогранных актрис современного кинематографа — Нонна Гришаева. О современной болезни молодежи, работе в Театре юного зрителя и любви к морю артистка рассказала нашему корреспонденту.
Эта актриса знает и любит Новую Москву, куда она не раз привозила замечательные спектакли своего театра. Так что совершенно не удивительно, что именно ее мы и попросили поздравить всех наших читательниц с праздником.
- На дворе 8 Марта, а вы с головой погружены в работу. Как же отмечаете Международный женский день?
- Вы знаете, моя профессия выходных не подразумевает. Но в этот день мы с мужем решили все-таки пригласить гостей к нам домой. Друзья, семья, застолье и самое главное — живое общение. Мне этого не хватает, из-за работы очень редко удается повидаться с близкими. Так что шанс не упущен!
- А что с подарками? Семейные ведь наверняка вас поздравляли!
- В основном меня поздравляет муж. Уж он мои предпочтения хорошо знает. Чаще всего дарит необычные ювелирные изделия, драгоценности. Лучший подарок для женщины, на мой взгляд.
- В XXI веке повсюду обсуждают, что положение женщин в обществе изменилось. Как, по-вашему, в лучшую сторону?
- Феминистское движение в прошлом столетии действительно достигло своего пика, женщинам удалось занять свою нишу в мире. Мы стали сильными, более независимыми. Из домохозяек превратились в работающих леди. Нельзя отрицать этой тенденции. Другое дело, отразились ли перемены на взаимоотношениях с мужчинами… Но подумайте сами: ради кого они совершают все подвиги, сворачивают горы, достигают небывалых вершин? Ради женщины! Мне кажется, что бы в мире ни происходило, как бы общество ни менялось, мужчины в большинстве своем все равно все делают во имя женщин.
- В ваших интервью вы не раз упоминали, что во многом доверяете интуиции. А каждая ли женщина этим качеством наделена?
- Нет, не каждая, конечно. Ведь развить его непросто. Нужно больше прислушиваться к себе, научиться доверять своим эмоциям.
- И что, действительно работает?
- Не ручаюсь за других, но меня интуиция спасала не раз. Да практически все время! Любое важное решение, любой поворот судьбы — я всегда стараюсь прислушиваться к ней и делать именно то, что подсказывает мой внутренний голос. Это даже на выбор ролей распространяется.
- Зато ваши роли всегда запоминаются. Да и о театре под вашим руководством говорят немало хорошего. Это тоже благодаря интуиции?
- Наверное, это просто особенность моего характера. Понимаете, я ведь перфекционист. Это даже в мелочах проявляется. И если я за что-то берусь, я стараюсь либо делать очень хорошо, либо не делать вообще.
- Работа в Московском областном государственном театре юного зрителя — это новый опыт в вашей жизни. Наверняка появились и административные обязанности. Не убивает ли это в вас творческого человека?
- За все административные вопросы отвечает директор театра и его помощники. Там работает мощная команда. А вот в мои обязанности входит как раз творческий процесс: выбор постановки, режиссера и актеров на роли. У нашего театра есть своя труппа — безусловно, все они прекрасные и необыкновенно талантливые профессионалы. От авторов я получаю материалы и тексты постановок. Даже когда уезжаю куда-то на отдых, обязательно беру с собой целую кипу пьес, чтобы почитать в свободное время. На новогодние праздники уезжали с семьей в Мексику, так у меня было с собой около десяти пьес! Если попадается что-то действительно особенное, начинаем думать, как это можно было бы реализовать в формате нашего театра.
- А актерский опыт работы как-то помогает?
- Безусловно, особенно когда доходит до сотрудничества с режиссерами. Это ведь одна из главных моих обязанностей. Мне играет на руку, что я знаю все особенности их профессии. Я позвала к нам Павла Сафонова для постановки спектакля «Пять вечеров». Договорилась с Александром Коручековым: осенью он будет работать над «Горячим сердцем» Островского. Удалось уговорить и Алексея Франдетти — «золотомасочного» режиссера, чтобы он поставил детский музыкальный спектакль «Питер Пэн».
- Сложно ли найти с режиссерами общий язык? Они ведь личности творческие.
- Очень сложно, признаюсь. Но поскольку со многими из них меня связывают теплые дружеские отношения и работа в прошлом, мне это пока что удается. Павел Сафонов — мой однокурсник и близкий друг, с Алексеем Франдетти мы недавно выпустили музыкальный спектакль «Джуди». К каждому режиссеру есть свой персональный подход, поэтому получается их уговорить.
- Велика ли разница между Нонной Гришаевой — художественным руководителем и Нонной Гришаевой — актрисой?
- Не знаю, велика ли, но образ жизни совершенно другой. Личное творчеств о отошло на второй план. На первом месте у меня театр и наш репертуар. Все остальное я уже подстраиваю.
- Все-таки ваша целевая аудитория — юные зрители. Чем же подкупаете внимание молодежи?
- Гарантирую, что зрители пойдут на достойную, яркую и интересную постановку. Современное поколение настолько поражено страшной болезнью под названием «гаджетомания», что наша первостепенная задача — привлечь ребенка к тому, что происходит на сцене! Поэтому спектакли должны быть очень красочными и оригинальными.
- Например?
- В апреле у нас состоится премьера музыкального спектакля «Важная птица», после которой мы приступаем также к музыкальной постановке «Ревизора» Гоголя, где будет много русской народной музыки.
- Краткие перерывы в творческой деятельности чему посвящаете?
- У меня одно увлечение — путешествия. Все свое свободное время я провожу со своей семьей. Как только появляется возможность, мы все вместе уезжаем куда-нибудь далеко-далеко.
- Какие же точки на карте в списке предпочтений?
- Там, где есть море и теплый климат. Мне очень не хватает в Москве моря и солнца. Если путешествуем, уезжаем в такие вот райские места.
- Вы ведь приехали покорять столицу из Одессы. Скажите, удалось ли Москве стать для вас домом?
- А как же, я уже 25 лет здесь живу. Естественно, Москва стала вторым домом, по-другому и быть не могло. Солнца не хватает, конечно, одесского… Зато главное преимущество Москвы — огромное количество работы. Реализовать себя намного проще.
- «Большая разница» на Первом канале как раз стала тем местом, где вы смогли по-настоящему проявить свой потенциал комедийной актрисы. А как вы оцените современный юмор на телевидении?
- С пародийными программами уже точно перебор. Мы перекормили публику всевозможными «Один в один!», «Точь-в-точь» и так далее. Но вот выхода нового «Прожектора» я ждала с большим нетерпением. Это, конечно, порадовало.
- Не скучаете по «Большой разнице»?
- Скучаю, и даже очень, это ведь было необычное совместное творчество. Такой процесс всегда очень захватывает, будоражит, и ты получаешь от него удовольствие.
- В списке ваших пародий множество известных женских персонажей. Кого вы включили бы в тройку любимых героинь кино?
- Безусловно, Людмила Прокофьевна из «Служебного романа», она даже однажды стала героиней моей пародии. Тамару из «Пяти вечеров» играю сейчас в нашем МОГТЮЗе. И скажу вам, играть ее — настоящее счастье. Но кумиром для меня была и остается Людмила Гурченко. Так что все ее роли — мои любимые.
СПРАВКА
Нонна Гришаева родилась 21 июля 1971 года в Одессе. В 1994-м окончила Высшее театральное училище им. Б. Щукина и сразу же получила предложения от трех московских театров. Выбор пал на Театр имени Вахтангова. В 2006 году получила звание заслуженной артистки России. Принимала участие в программах «Большая разница», стала победительницей третьего сезона музыкального конкурса «Две звезды». Сейчас является художественным руководителем МОГТЮЗа.