Нина Соротокина: «Гардемаринов» писала для сына
Тихо и размеренно: среди плотно заставленных классикой полок в маленькой однушке. Здесь все так, как, кажется, и должно быть в доме у писательницы, пик популярности которой пришелся на стык 80-х и 90-х.
Громоздкий, покрытый скатертью стол, два увесистых серых мягких стула — тот, что ближе к выходу, — для гостей, что дальше — хозяйский, стеллажи с книгами, рабочий стол с компьютером. Нина Матвеевна шутит: «До сих пор боюсь этой машины» — и вполне серьезно считает, что Интернет когда-нибудь угробит человечество на корню. Она называет себя неисправимой провинциалкой и ни на что не променяет лес рядом с домом. Здесь хорошо дышится, гуляется и думается.
О жизни и судьбе, истории и будущих планах, о семье и писательском ремесле.
ЧТОБЫ ТВОРИТЬ, НАДО РОДИТЬ
— Я ремесленник, — говорит Нина Матвеевна, — который умело обращается со словом. И любит историю.
Эта любовь возникла давно: то, что «отношения с великими мертвецами» у нее складываются легче, чем с однокашниками, Соротокина осознала, еще будучи школьницей. Тогда она и решила стать писательницей исторической прозы. А стала ею почти через 30 лет. Родители настояли, чтобы дочь получила «нормальную» профессию. Та выучилась на инженера по строительству портов и гидросооружений и 18 лет преподавала в строительном техникуме.
— Все эти годы я читала книги по истории, — вспоминает Нина Матвеевна, — писала рассказы. Но издать первый решилась, только родив ребенка. Ведь главное предназначение женщины — дать жизнь, а уже потом самореализовываться.
«ГАРДЕМАРИНЫ» — СКАЗКА НА НОЧЬ
Свою писательскую карьеру Нина Соротокина начала, когда ей перевалило за 40.
— Мне так и не удалось стать до конца своей в творческих кругах, — говорит Нина Матвеевна. — Я пришла в писательскую среду со стороны. Да и характер подкачал. Не пробивная.
Когда Соротокина бралась за историю о гардемаринах — боялась: все-таки на роман замахивается. Хоть и писала книгу для своих маленьких сыновей, отнеслась к ней серьезно. К тому времени за ее плечами уже были опубликованные рассказы, и писательница умело манипулировала историческими фактами.
— Никакого вымысла, — делится секретами мастерства Нина Матвеевна. — Изучаешь исторические события и вписываешь в них придуманных героев.
ЖЕНЩИНАМ И ДЕТЯМ
Сейчас Нина Матвеевна пишет учебник по истории для дошкольников — заказ издательства. К ее прозе интерес у бизнесменов от литературы остыл. Хотя и планы есть, и желание... Здоровье, правда, пошаливает.
— Это будет книга, написанная на простом языке, — поясняет 78-летняя писательница. — Рассчитаная на воспитателей, которые читают детям.
Похожий опыт изложения истории у Соротокиной уже есть. Книгу «История России. Женский взгляд», неоднократно переизданную, принято называть «оригинально изложенной».
—Написана она без мудрствований, — улыбается Нина Матвеевна. — Для женщин.