Николай Губенко: Умею сделать выбор
Художественный руководитель театра «Содружество актеров Таганки» Николай Губенко сегодня ставит спектакль «Нечистая сила» по роману Валентина Пикуля. Это будет масштабная постановка, в которой задействована вся труппа. В интервью «НО» режиссер рассказывает о том, как театр под его руководством начинает юбилейный, 25-й сезон.
- Вы собирались поставить спектакль по произведению Блока «Двенадцать», но в результате обратились к роману Пикуля «Нечистая сила»…
- К сожалению, открыл для себя творчество Пикуля довольно поздно. А прочитав роман «Нечистая сила», увидел, что его литература опирается на историческую правду, на документы, на хронику, и захотел перенести на сцену многообразие персонажей, картину мощного исторического потрясения России перед Октябрьской революцией. Сразу скажу, что реализовать эту инсценировку, которую я написал, крайне трудно. 101 персонаж, порядка 400 костюмов.
- Поделитесь, пожалуйста, личным отношением к Николаю II.
- Мое личное отношение к царю, из-за правления которого Россия понесла гигантское количество жертв, не может быть иным как к любому историческому персонажу: честным, правдивым и объективным. Но главное — театр подходит ко всем персонажам с одной меркой — человеческой. Никого не буду чернить, никого не буду белить.
- Николай Николаевич, театру «Содружество актеров Таганки» в этом году — 25 лет. Какое у вас настроение в начале театрального сезона?
- Настроение — бодрое. Далее в поговорке «идем ко дну», но наш театр не идет ко дну, потому что он — общий дом, одна семья и все, что связано с семьей.
Семья может доставлять радость, может огорчать.
- Для вас больше важны профессиональные качества актеров или же человеческие?
- В равной мере — и те, и другие. Доминанта — трудолюбие. В нашем театре нет бездарных актеров. У нас есть ленивые артисты, которые зарабатывают на стороне для того, чтобы прокормить семью. Они не виноваты. Я называю их «ленивыми», потому что они ищут быстрый заработок. А театр — это постоянный труд: утром репетиция, вечером спектакль, и так всю жизнь. Не можешь или не хочешь — уходи из театра. В свое время я совмещал театр, кино, режиссуру и учебу. Но когда поступил учиться во ВГИК на режиссерский факультет (а до этого окончил актерский факультет В ГИКа), ушел из Театра на Таганке.
В нашей профессии надо делать выбор и главному отдавать предпочтение. Сегодня я отдаю приоритет театру «Содружество актеров Таганки».
- В театре «Содружество актеров Таганки» ставят молодые режиссеры, и все их работы очень достойные. Но их спектакли не выдвигаются на национальные театральные премии. Почему?
- Мария Федосова — талантливый режиссер, входящий, на мой взгляд, в пятерку лучших режиссеров Москвы. Но ее мало кто знает, потому что театр «Содружество актеров Таганки» в прессе почти не представлен. О нас мало пишут. Так называемая демократическая пресса считает, что наш театр идет по пути советского театра, а я считаю, что мы соблюдаем традиции русского психологического театра с остротой нынешнего исторического момента.
- Какие именно традиции вы сохраняете?
- Содержательность, эмоциональность, сердечные затраты, плюс актуальность.
- Не исключаете ли вы возможность объединения двух театров — Театра на Таганке и театра «Содружества актеров Таганки»?
- Исключаю. Мы никогда не объединимся добровольно.
- Кто для вас пример для подражания?
- Для меня лучший театр — БДТ под руководством Товстоногова.