Никита Фролов: Планов много, и мы их выполним, потому что нам поверили!
Мало у каких объектов культуры на территории ТиНАО столь непростая судьба, как у культурного центра в Киевском. Долгострой тут растянулся на долгие годы.
Но все же до его открытия ждать осталось не так долго! О дне сегодняшнем и планах на будущее нам рассказывает директор КЦ «Киевский» Никита Фролов.
Имя Никиты Фролова в ТиНАО известно — профессиональный музыкант, он как эксперт работал над созданием и развитием объектов культурной и образовательной инфраструктуры в международном поле, занимался педагогикой, принимал участие в нескольких проектах Департамента культуры Москвы, а с 2017 года начал развивать государственное бюджетное учреждение культуры в поселении Новофедоровское, культурный центр «Яковлевское», уже в должности директора. За два года директор и его команда превратили советский Дом культуры в настоящий культурный флагман на территории ТиНАО. Впрочем, эти достижения известны, о них «Новые округа» писали не раз.
Но сегодня культурный центр «Яковлевское», как говорится, одной ногой уже в капитальном ремонте. А Фролов в день семилетия присоединения новых территорий стал директором еще и культурного центра «Киевский» — первого нового и одного из самых больших учреждений культуры на территории округа.
— Так что, Никита, с «Яковлевским» вы простились?
— Ни при каких обстоятельствах. В «Яковлевском» мы сделали много хорошего и доброго, я не хочу эту сильную историю закрывать, хочу сохранить все творческие проекты, сделанные за это время. В том числе не хочу полностью закрывать и учреждение на время капитального ремонта, постараемся реставрировать его постепенно, но только при условии, если это будет безопасным для посетителей. Знаете, в самом начале работы наша команда столкнулась с настороженным отношением населения. Людям было непонятно: зачем они ездят сюда каждый день из старой Москвы? Он дает концерты в Париже, и тут вдруг «Яковлевское» — зачем? Зачем деньги тратят на краску, зачем теперь везде горит свет? Спустя год после того как я возглавил «Яковлевское», департамент перенаправил мне обращение одного ветерана, который когда-то давно посещал культурный центр, а потом перестал. А тут этот дедушка увидел свет в окнах, цветные афиши и, взяв внуков, вновь вернулся в то время, где ему было хорошо. Машина времени... В этом обращении он рассказал о том, что мы снова запустили вселенную для него — он снова побывал в этом концертном зале на большом фольклорном фестивале, снова увидел росписи на стенах, работающий гардероб. Как с этим можно попрощаться? Как можно попрощаться с этой сценой? Как можно проститься, когда человек пишет обращение и говорит в нем, что плачет, растроганно плачет от простых на самом деле вещей — улыбок сотрудников, света, чистоты.
Ему сюда возвращаться хочется! Вот тут и мы осознали, и Департамент культуры, насколько сильную культурную повестку в Новой Москве формируем и насколько важно эту историю не приостанавливать.
— В Киевском вас тоже встретили настороженно?
— Более настороженно даже, но я и команда к этому были готовы, все понимаем, а главное — мы полностью на стороне людей. А они предельно устали от ожидания. Это объект, который строится уж очень давно. Но мне кажется, что мы с жителями поняли друг друга. Я ведь, как и в случае с «Яковлевским», заинтересован в том, чтобы создать процветающее культурное пространство. Поэтому сегодня работаем в круглосуточном режиме — вместе со строителями, префектурой ТиНАО и Департаментом культуры. А для того чтобы все спекуляции прекратить, проводим встречи с жителями, в августе даже показывали пространства… Вопросов стало явно меньше после того, как мы пригласили жителей Киевского в Новофедоровское — они посетили несколько концертов, пообщались с людьми и узнали, наверное, всю биографию директора... Больше недопониманий не возникало, и я считаю, что если мы говорим про современное учреждения культуры, то диалог с сообществом — это первое, с чего надо начать. После вешалки.
— Так что с открытием «Киевского»?
— В настоящее время все строительные работы почти завершены, и мы постепенно начинаем готовить объект к открытию. У нас сформирована концепция, сейчас мы отрабатываем все инженерные системы, доделываем документы, работаем с безопасностью. Я должен быть абсолютно уверен в том, что все сделано правильно, качественно и безопасно. Сейчас мы прорабатываем массу различных деталей, о которых посетители обычно не думают. Но это важные моменты, за них я хочу быть спокоен.
Может быть, раздражаю кого-то своей придирчивостью, но это принципиальная позиция. Иначе никак, ведь в новом пространстве могут одновременно пребывать более 1000 человек.
— Не многовато ли для одних плеч — аж два центра?
— Не многовато, но много, но это приятно. Будем входить в этап функционирования «Яковлевского» в период капремонта, а вопросов в новом учреждении я не боюсь — это рабочие моменты, и у команды очень высокие компетенции. Не сомневаюсь, что мы готовы справиться и с большей зоной ответственности. Уже сейчас мы понимаем, что к нам прислушиваются, к нам предъявляются особые требования, мы формируем новый образ культуры Новой Москвы. У команды есть особый темпоритм и для устойчивого развития нам нужны новые творческие горизонты, новый воздух. Вдохнули жизнь в культурный центр «Яковлевское» и хотели бы вдохнуть этот новый контекст и в другие учреждения культуры. Возможно, это будет история в Новой Москве, но уже сейчас есть предложения и на федеральном уровне. Мне очень нравится концепция «Союза креативных кластеров», возможно, что-то подобное мы создадим и в Новой Москве — из «Яковлевского» и «Киевского». Приятно осознавать, что в Новой Москве есть креативные индустрии, и видеть, что в результате внедрения передовых инструментов и практик формируется мощное творческое сообщество.
— В Киевском вы будете первым директором после открытия КЦ. Как ощущение? Это приятно?
— Вы про то, чтобы оставить след в истории? С чистого листа рисовать всегда приятно, для художника это более широкая возможность показать свой стиль и свою эмоцию. «Киевский» интересен этим, но я хочу сказать, что и второй раз открыть «Яковлевское» — задача, которой посвятить себя интересно. На мой взгляд, управленческий стиль, менеджмент — это прекрасно, но если ты не про культуру и не про искусство, то просто превратишь это в экономически идеальную модель, которая не имеет смысла. Поэтому важно после кресла директора спуститься на репетицию, поправить ноты или же создать постановку.
Важно балансировать...
— Тайну приоткроете — чего людям ждать в «Киевском»?
— Тайн никаких от сообщества нет, а вот детали открою с удовольствием. Я сразу сказал команде — никаких личных кабинетов у нас не будет, только переговорные. Плюс возможности для развития профессиональных и надпрофессиональных навыков сообщества. И максимально все пространства надо открыть для творческих экспериментов. Современный контент, только культура, только уставная деятельность.
— А сейчас там что-то уже делается?
— Вы не поверите, да! Мы уже запустили много новых направлений в «Киевском». Но мы ограничены техническими и творческими возможностями пока что арендуемых для работы пространств в соседних зданиях, но уже проводим много мероприятий, почти сформировали волонтерский корпус, некоторые проекты консолидируем с «Яковлевским». С нетерпением ждем открытия нового здания, мониторим процесс. Хочу вот, пользуясь случаем, жителей Киевского пригласить на наши новогодние мероприятия — все они будут безвозмездными. Мы понимаем социальную напряженность, готовы к конструктивному диалогу. Серьезно увеличили объем наших бюджетных услуг на двух адресах.
— То есть в КЦ «Киевский» вы приходите с готовой программой?
— С готовой программой позволить себе прийти в «Киевский» я не могу. Это новое учреждение, в котором мы хотим сформировать новую историю. Мы можем задействовать какие-то очень важные и успешные готовые проекты и кейсы, артистов, но в новом пространстве хочется показать что-то новое. А еще про мечты могу рассказать. Например, хочу создать эстрадно-джазовый оркестр «Новая Москва». Нужен свой театр. Для меня очень важно таинство сцены — никаких ежедневных репетиций на сцене, ее надо заслужить, ее энергия должна вдохновлять на творчество. Конечно, новое пространство — очень непростое, надо много сил, чтобы вдохнуть в него жизнь. Но мы это сделаем.
— Подробнее про структуру культурного центра расскажете?
— Это сложный структурно и в части эксплуатации проект. Я уже говорил, что при работе на полную мощность пространство КЦ в состоянии обеспечить средний трафик в день на уровне 1000 посетителей. При этом хочу отметить, что наш ближний охват — это около 15 000 человек, постоянно проживающих в поселке. В культурном центре «Киевский» мы уделим особое внимание художественным и музыкальным направлениям, создадим программы для любителей активного образа жизни. Также будет функционировать коворкинг, студия звукозаписи. Уже готовим сильный танцевальный блок. В концертном зале там — около 500 мест, большая сцена и высококлассное оснащение. Подумаем над тем, чтобы обеспечить комфорт посетителям через различные современные сервисы и интерфейсы. Конечно, будем активно использовать прилегающую территорию и проводить фестивальные программы. А еще меня не оставляет мысль о том, чтобы связать новый культурный кластер с железной дорогой, ведь Киевский создавался как ведомственный поселок для работников узла Бекасово-Сортировочная, а это один из крупнейших логистических узлов в Европе. Этот вопрос мы, я думаю, проработаем с руководством ОАО «РЖД», но в процессе проектирования креативного кластера мы, вероятно, позволим себе тематически связать его с железной дорогой. Может быть, площади культурного центра разделим на несколько тематических секторов — крупнейших железнодорожных вокзалов мира, а типы пространств ассоциируем с железнодорожной тематикой. Все пространстватрансформеры брендируем именами выдающихся деятелей русской культуры и искусства. Есть также мысли о создании в КЦ небольших железнодорожного и военно-исторического музеев. Люди говорят, что готовы передать в такой музей экспонаты из личных архивов, тут ведь такие страшные шли бои… Экспозиция должна быть сменной, чтобы была возможность выставки проводить. Рядом с центром есть прекрасное место для проведения крупных летних фестивалей. Думали о том, чтобы в перспективе сделать летнюю сцену-амфитеатр. Важно, что нас слышат и понимают, хочу искренне поблагодарить за это руководство Департамента культуры в лице Александра Владимировича Кибовского.
— Вы не так давно получили грант за инклюзивный проект…
— Это правда. Речь идет о системе инклюзивного арт-образования Art School for All, которую мы создали вместе с группой экспертов из Копенгагенского университета и Университета Осло. Ее включили в шорт-лист номинантов Форума локальных социальных проектов в Швеции, и решением жюри система получила Гран-при в номинации «Безбарьерная среда». Мы с коллегами вот уже несколько лет в статусе экспертов и координаторов интегрируем систему Art School for all и ее отдельные практики в деятельность различных культурных и образовательных институций. Ее смысл в том, что современное образование может быть доступным для людей с различными возможностями, взглядами и устремлениями. Я думаю, что и в «Киевском», и в скором времени в «Яковлевском» эту историю мы интегрируем.
— Сильно волнуетесь? И силы на все откуда берете?
— Волнуюсь. Но иногда — странно спокоен. Встаю в пять, сплю мало, позвонить могут и в два ночи. Контролирую стройку в Киевском, жителям пообещал, что лично буду курировать все процессы, и свое обещание сдержу. В свое время жители в Яковлевском поверили мне, а для меня это важно. Все это очень ответственно и захватывающе интересно. И этого очень ждут. Все. И я очень жду того момента, когда начнется новая история этих двух мест силы — культурного центра в Киевском и нового культурного центра «Яковлевское». В этот момент моя миссия будет выполнена. Для меня важно выполнить все обещания и увидеть счастливых детей, которым будут аккомпанировать дорогие артисты Orchestre de Paris и аплодировать их родители.
Волшебные спектакли и песни «Битлов»
КИЕВСКИЙ
Снежный квест
Адрес: пос. Киевский, 18а
Время: 14 декабря, 11:00
Выходные нужно проводить активно! Поэтому сотрудники культурного центра «Киевский» решили организовать квест на улице. Синоптики уже говорят, что в эту субботу на улице будет минус. Так что не забудьте одеться потеплее. На квест приглашаются как дети, так и их родители. Участников ждут головоломки, викторины и поиск «сокровища».
НОВОФЕДОРОВСКОЕ
Творческая лаборатория
Адрес: д. Яковлевское, 1
Время: 14 декабря, 12:00
Совсем скоро все начнут украшать свои квартиры к Новому году. Но если идти в магазин за украшениями совсем не хочется, можно заглянуть в культурный центр «Яковлевское», где малышей научат делать объемные снежинки из бумаги. А потом все желающие смогут украсить ими библиотеку и уже сейчас почувствовать приближение любимого праздника.
ТРОИЦК
Музыкальные выходные
Адрес: Октябрьский пр-т, 9б
Время: 14 декабря, 19:00; 15 декабря, 19:00
Послушать песни легендарных «Битлов» можно будет в исполнении кавер-группы Beatells из Ярославля в субботу. А в воскресенье пройдет концерт современной авторской песни в исполнении Александра Хорошильцева из Санкт-Петербурга.
ПЕРВОМАЙСКОЕ
Первомайские таланты
Адрес: пос. Первомайское, ул. Центральная, 5а
Время: 14 декабря, 15:00
Если вы хорошо поете, танцуете, играете на музыкальных инструментах или читаете стихи, обязательно загляните в ДК «Первомайское». Зарегистрировавшись заранее, вы сможете поучаствовать в фестивале. Ну, или просто приходите посмотреть выступления других участников.
РЯЗАНОВСКОЕ
II Межрегиональный театральный конкурс новогодних постановок
Адрес: пос. Фабрики имени 1 Мая, ДК «Десна»
Время: 14 декабря, 11:00–21:00
В Дом культуры «Десна» съедутся пять творческих студий, которые покажут новогодние постановки. Пока игру актеров будет оценивать профессионально жюри, зрители смогут посмотреть волшебные спектакли.