Ничего вам не скажу
Люди, которые звонят вам и представляются якобы сотрудниками банка, — это социальные инженеры. Подобно инженерам-конструкторам они проектируют социальную среду, опасную для неподготовленного человека.
Прежде чем применить свои коварные методы на практике, злоумышленники узнают о человеке все что только возможно с помощью социальных сетей и баз данных.
— Они пытаются завладеть любыми персональными данными, — рассказывает руководитель Центра финансовой грамотности города Москвы Ольга Лукачева. — Учетными данными аккаунтов социальных сетей, реквизитами банковских карт, паспортными данными, номерами телефонов, адресами регистрации или проживания, адресами электронной почты, фотографиями или копиями личных документов.
И чаще всего это помогает мошенникам «поймать» человека, используя психологические приемы. Например, вызвать доверие. Представившись сотрудником банка или дальним родственником, злоумышленник попытается установить контакт и выведать данные вашей банковской карты.
В похожую ситуацию попадали и жители ТиНАО. Владислав Ронов из Щербинки рассказывает:
— Буквально вчера опять звонили «сотрудники банка». Сказали, что с моей карты снимали деньги на Дальнем Востоке. Я сначала не поверил, а потом они начали «убеждать» меня в том, что это правда. Рассказали, в каком городе я чаще всего расплачиваюсь картой, как часто… Это все было правдой, но вот уже месяца два я нахожусь за городом. Этой информации у них не было, — вспоминает мужчина.
Иногда злоумышленники пытаются напугать или запутать человека, чтобы хозяин карты в спешке сообщил все необходимые данные.
— Но я никого не слушаю, — говорит Владислав. — Сразу перезваниваю в свой банк. Там всегда проверяют, кто мне звонил.
Как говорит руководитель Центра финансовой грамотности города Москвы Ольга Лукачева, мошенники пытаются захватить внимание человека, обещая легкое обогащение. В подтверждение своих слов могут направить СМС или письмо на электронную почту с недостоверной информацией. Но все это — обман.
— Чтобы уберечься от злоумышленников, есть несколько правил, — говорит Ольга Лукачева. — Не публикуйте свои данные в открытом доступе, не используйте один и тот же пароль для разных учетных записей, на своем телефоне устанавливайте актуальные обновления, а получив внезапный звонок от банка, кладите трубку и не делитесь своими персональными данными.