Неизвестная столица
Узнать, как выглядела дореволюционная Москва, можно, заглянув на выставку столичного художника Александра Матрешина «Яблочные ворота», которая открылась в музее-усадьбе «Остафьево» — «Русский Парнас». Уникальна она тем, что на эту тему картин еще никто не писал.
И если тот же Владимир Гиляровский в книге «Москва и москвичи» описал дореволюционный город в деталях, то художники XX века как будто вовсе решили пройти мимо этой темы. Поэтому о той самой Москве остались лишь воспоминания, которые Александру Матрешину приходилось собирать иногда даже по крупицам: в книгах, в архивах, изучая старинные фотографии. Ведь здесь было важно абсолютно все: и цвет, и оттенок, и пропорции зданий, которые теперь оказались безвозвратно утрачены.
Эту тему он изучал десять лет, а картины писал еще двадцать. За треть века он узнал о столице все что можно. И теперь может водить по городу экскурсии. Но пока он «отыгрывается» только на случайных прохожих.
— Как-то иду по Большому Каменному мосту и думаю? а москвичи вообще знают, что вокруг? Внизу — Боровицкая площадь и памятник Владимиру Великому... Но это знаю я, а они? — рассуждает Матрешин.
Поэтому художник остановил первого встречного и, указывая на князя Владимира, спросил: «Подскажите, пожалуйста, а кому установлен тот памятник?» И услышал весьма впечатляющий ответ. Раз «мужчина» с крестом в руках, предполагал незнакомец, значит, Христос Спаситель... Что интересно, так ответили человек девять. И только один из них невозмутимо сказал: «Это же князь Владимир!»
— Тут я не удержался и спросил: а чей князь, московский? На что услышал потрясающий ответ: «Дядь, ну ты что, раз в Москве стоит — значит, московский», — улыбается Александр Матрешин.
Так художник окончательно убедился в том, что не зря потратил столько времени, изучая деловой центр старой столицы и развенчивая мифы о дореволюционной Москве.
— Самый распространенный о том, что она была якобы купеческой, — считает Александр Матрешин.
Купцов в то время в Москве было процентов десять, не больше.
— А в основном в ней жил мастеровой люд, который, как правило, приезжал из близлежащих деревень на зимний период, когда не было огородов, и налаживал свой бизнес, — рассказывает Матрешин.
Собирались они на Рождество Богородицы и первым делом устраивали «засидки». Такая картина тоже есть на выставке
— Мастеровые собирались вместе, их хозяин выставлял на стол бутылку самогона, закуски, начиналась пьянка, после которой мастеровой люд и начинал свою работу, — говорит Матрешин. — К тому времени они пропивали все что можно. И только после этого начинали работать.
— Это было на самом деле. И именно так жила та, старая Москва, — говорит Матрешин. — А вспомните доходные дома на Хитровке, где собирались самые низшие слои населения. Пристанище здесь находили воры, уголовники.
И пример такого доходного дома он тоже нашел, правда, уже не в книгах, а путешествуя по России. Оказывается, похожие строения до сих пор можно увидеть в других городах.
Изобразил художник даже рынок на Охотном ряду, «оставив» в центре картины маленькую собачку — первую зверюшку, что спасла местных продавцов от крыс, досаждающих на каждом шагу.
Поэтому Москва, изображенная Матрешиным, совсем другая. Где-то мрачная и слишком суровая, а где-то наоборот — легкая и светлая. Правда, чего в ней было больше — сложный вопрос.
Справка
Александр Матрешин — член Московского союза художников. Окончил среднюю художественную школу при Московском государственном художественном институте имени В. И. Сурикова и Всероссийский институт кинематографии. Оформил и проиллюстрировал более сотни книг.