Четверг, 26 декабря 2024, 12:15
Облачно С Прояснениями 1°

Опросы

Какие у Вас планы на новогодние праздники?

Загрузка ... Загрузка ...
Цитата дня
—  Специалисты комитета выдали необходимую разрешительную документацию на ввод трех домов в составе жилого комплекса в районе Щербинка, теперь застройщик может начинать процесс передачи ключей собственникам квартир. Общая площадь каждой новостройки составляет 45,8 тыс. кв. м, суммарно в них расположено 679 квартир различных планировок.
— Специалисты комитета выдали необходимую разрешительную документацию на ввод трех домов в составе жилого комплекса в районе Щербинка, теперь застройщик может начинать процесс передачи ключей собственникам квартир. Общая площадь каждой новостройки составляет 45,8 тыс. кв. м, суммарно в них расположено 679 квартир различных планировок.
Председатель Мосгосстройнадзора Антон Слободчиков.

Неизвестная столица

2 февраля 2021 года. Рязановское. Художник Александр Матрешин открыл в музее-усадьбе «Остафьево» выставку картин о дореволюционной Москве. Фото: Виктор Хабаров, «Вечерняя Москва»

Узнать, как выглядела дореволюционная Москва, можно, заглянув на выставку столичного художника Александра Матрешина «Яблочные ворота», которая открылась в музее-усадьбе «Остафьево» — «Русский Парнас». Уникальна она тем, что на эту тему картин еще никто не писал.

И если тот же Владимир Гиляровский в книге «Москва и москвичи» описал дореволюционный город в деталях, то художники XX века как будто вовсе решили пройти мимо этой темы. Поэтому о той самой Москве остались лишь воспоминания, которые Александру Матрешину приходилось собирать иногда даже по крупицам: в книгах, в архивах, изучая старинные фотографии. Ведь здесь было важно абсолютно все: и цвет, и оттенок, и пропорции зданий, которые теперь оказались безвозвратно утрачены.

Картина «Яблочные ворота». Фото: Виктор Хабаров, «Вечерняя Москва»

Эту тему он изучал десять лет, а картины писал еще двадцать. За треть века он узнал о столице все что можно. И теперь может водить по городу экскурсии. Но пока он «отыгрывается» только на случайных прохожих.

— Как-то иду по Большому Каменному мосту и думаю? а москвичи вообще знают, что вокруг? Внизу — Боровицкая площадь и памятник Владимиру Великому... Но это знаю я, а они? — рассуждает Матрешин.

Поэтому художник остановил первого встречного и, указывая на князя Владимира, спросил: «Подскажите, пожалуйста, а кому установлен тот памятник?» И услышал весьма впечатляющий ответ. Раз «мужчина» с крестом в руках, предполагал незнакомец, значит, Христос Спаситель... Что интересно, так ответили человек девять. И только один из них невозмутимо сказал: «Это же князь Владимир!»

— Тут я не удержался и спросил: а чей князь, московский? На что услышал потрясающий ответ: «Дядь, ну ты что, раз в Москве стоит — значит, московский», — улыбается Александр Матрешин.

Так художник окончательно убедился в том, что не зря потратил столько времени, изучая деловой центр старой столицы и развенчивая мифы о дореволюционной Москве.

— Самый распространенный о том, что она была якобы купеческой, — считает Александр Матрешин.

Купцов в то время в Москве было процентов десять, не больше.

— А в основном в ней жил мастеровой люд, который, как правило, приезжал из близлежащих деревень на зимний период, когда не было огородов, и налаживал свой бизнес, — рассказывает Матрешин.

Собирались они на Рождество Богородицы и первым делом устраивали «засидки». Такая картина тоже есть на выставке

 — Мастеровые собирались вместе, их хозяин выставлял на стол бутылку самогона, закуски, начиналась пьянка, после которой мастеровой люд и начинал свою работу, — говорит Матрешин. — К тому времени они пропивали все что можно. И только после этого начинали работать.

Картина «Наводнение». Фото: Виктор Хабаров, «Вечерняя Москва»

— Это было на самом деле. И именно так жила та, старая Москва, — говорит Матрешин. — А вспомните доходные дома на Хитровке, где собирались самые низшие слои населения. Пристанище здесь находили воры, уголовники.

И пример такого доходного дома он тоже нашел, правда, уже не в книгах, а путешествуя по России. Оказывается, похожие строения до сих пор можно увидеть в других городах.

Изобразил художник даже рынок на Охотном ряду, «оставив» в центре картины маленькую собачку — первую зверюшку, что спасла местных продавцов от крыс, досаждающих на каждом шагу.

Поэтому Москва, изображенная Матрешиным, совсем другая. Где-то мрачная и слишком суровая, а где-то наоборот — легкая и светлая. Правда, чего в ней было больше — сложный вопрос.

Справка

Александр Матрешин — член Московского союза художников. Окончил среднюю художественную школу при Московском государственном художественном институте имени В. И. Сурикова и Всероссийский институт кинематографии. Оформил и проиллюстрировал более сотни книг.

Новости партнеров