Не дорога смерти, а коридор бессмертия
Щербинку на минувших выходных было не узнать. Солдаты в форме военных лет, женщины и дети, кутающиеся в древние пальтишки, локомотив, дышащий паром. А что вы хотите? Здесь и сейчас не 2017-й, здесь — 1943-й, здесь снимается кино.
Яркое синее небо, слепящее солнце, плюс 7 на градуснике и… тучи снега. Такому снегопаду позавидовал бы и сам январь. Белые хлопья повсюду, дышать невозможно. Хочется укрыться от этого снежного безумия.
«Внимание! — раздается громкий голос. — Еще больше снега! Камера, мотор!» Превратить солнечный теплый март в леденящий февраль под силу только киношникам. Да, не голливудским, тем-то на компьютере непогоду нарисовать — плевое дело, а нашим. И не только потому, что бюджет подкачал, просто хочется создать настоящее кино, которое будет брать зрителя за душу. И тема такая, что снять плохо не получится.
12 марта в новомосковской Щербинке на экспериментальном кольце Всероссийского научно-исследовательского института железнодорожного транспорта прошел съемочный день фильма «Коридор бессмертия». Героическая история, о которой сегодня мало кто помнит. В январе 1943 года советскими войсками была пробита первая брешь в блокаде Ленинграда. Власти страны приняли решение: в кратчайшие сроки построить тут железную дорогу, чтобы поставлять продукты в осажденный город. 33 километра путей от Шлиссельбурга до Полян проложили за… 17 дней! Это ли не подвиг? Строили девушки, вчерашние школьницы.
Строили под свистом пуль и мин, строили вопреки здравому смыслу, строили во благо Родины. Вот о них, о настоящих героях, и делают картину. В Щербинке снимали эпизод, в котором главные герои отправляются на стройку, еще толком не зная, что их там ждет.
«По команде все организованно проходим в вагон! В камеру не смотрим! Тишина на площадке! Мотор!» — командует режиссер. И девушки пошли в вагон. Среди них — Маша Яблочкина, главная героиня картины. Ей по сюжету придется испытать немало трудностей.
— Моя героиня поначалу наивна и проста, — объясняет в перерыве между дублями актриса Анастасия Цибизова. — Не могу раскрывать подробностей сюжета, но скажу, что ей выпали такие испытания, что простому человеку пережить сложно.
Неудивительно, что к концу фильма от милой девчонки ничего не останется. Она превращается совсем в другого человека. Думаю, мне очень повезло с ролью, с образом.
К работе актеры подошли со всей ответственностью: Анастасия, например, часами читала рассказы и воспоминания очевидцев военных лет, смотрела интервью с прототипом своей героини, вживалась в образ. Не отставали от нее и другие. Артем Алексеев, исполняющий главную роль начальника поезда Георгия Федорова по прозвищу Жора-Полундра, даже тут, на съемочной площадке, продолжает «учебу». Дело в том, что сегодня здесь присутствует внук человека, чей образ лежит в основе его персонажа, — Максим Федоров. В свободное время между дублями Артем общается с Максимом вдали от массовки и съемочной команды, используя все, что поможет перевоплотиться.
— До сих пор помню все те истории, которые рассказывал мой дед, — рассказал «НО» Федоров. — Знаете, ведь он вел настоящий дневник тех событий: сам рисовал этюды, вклеивал случайные фотографии однополчан, записывал стихи и рассказы в специальный альбом… Страшный альбом, поверьте.
Да, страшный. Листая его, вспоминаешь, что не все знают, что колея эта, которую все называли Дорогой победы, среди железнодорожников носила совсем другое имя: «Коридор смерти». Идея фильма появилась у режиссера Федора Попова в 2009 году. С тех пор и идет работа над картиной.
Процесс непростой, поскольку съемочная бригада испытывает колоссальные финансовые трудности. Сначала у банка, где хранились выделенные на фильм средства, отняли лицензию. Организаторам пришлось искать финансовой помощи у различных общественных организаций и просто неравнодушных людей. Возникали проблемы с погодными условиями.
Задействовали множество мест в разных концах страны. Но сейчас появилась надежда, что картина будет закончена и обретет своего зрителя. Хотя бы потому, что в нашей стране память о военных подвигах — это святое!
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Федор Попов, режиссер фильма «Коридор бессмертия»:
- Наша история — это не выдумка. Есть основа: документальная, человеческая, героическая. Я не загадываю, что получится. Но планка у нас высокая. И мы надеемся, что «Коридор бессмертия» станет одним из тех фильмов, на которых воспитываются поколения.