Научить учителя учить
Только-только страна и мир отметили День учителя. Торжественные речи, поздравления, цветы... Но профессия педагога это все же тяжелая ежедневная работа.
С чем сталкиваются молодые педагоги, приходя в школу? У кого-то не получается найти свое место в коллективе, могут возникать проблемы и при решении юридических вопросов: оплаты труда, прав и обязанностей. Выгорание молодых специалистов — еще одна проблема, подчас рутинная деятельность учителя может разочаровать его в профессии. Для помощи в адаптации молодых специалистов в столице был в свое время организован Совет молодых педагогов. В Новой Москве он появился не так давно. Один из его организаторов — учитель физкультуры школы № 1391 Евгений Украинцев.
Желание развиваться
Евгений окончил школу в поселке Яковлевское в 2006 году. В подростковом возрасте профессионально занимался спортом и в составе детско-юношеской спортивной школы «ФШМ-Торпедо» даже становился чемпионом Москвы. Но из-за травм о профессиональном спорте пришлось забыть. Тогда молодой человек решил посвятить себя педагогической деятельности. Евгений окончил Московский педагогический государственный университет и учителем физкультуры вернулся в родную школу. Это было в 2012 году, как раз тогда, когда школа в Яковлевском вошла в структуру Департамента образования Москвы.
— Первый год я работал в сельской областной школе. Как у молодого специалиста у меня было много вопросов и огромное желание развиваться: заниматься общественной деятельностью, участвовать в обучающих программах, тренингах, но такой возможности не было. После присоединения новых территорий к Москве и перехода уже в московскую школу возможности появились.
Большие возможности
В созданном в ТиНАО Совете молодых педагогов Украинцев с коллегами занимались привлечением учителей в совет, адаптацией молодых специалистов.
Главной задачей было интегрироваться в городскую систему, ведь она очень сильно отличается от системы образования областной школы. Главное отличие, по мнению Украинцева, в возможностях, которые есть у московских школьников.
Город открыл все двери для воспитания и образования современных детей. Для молодых педагогов в Москве тоже проходит очень много обучающих, развивающих и досуговых мероприятий. Они направлены на поддержку педагога, его интеграцию в систему образования.
— На мой взгляд, именно активная деятельность вне школы и использование ресурсов города может помочь молодому специалисту в поисках своего пути и избежать профессионального выгорания, — рассуждает Евгений Украинцев.
Например, в рамках проекта «Первые шаги» Городского совета молодых педагогов организуются секции по методической работе учителя, вопросам воспитательного характера и так далее.
Евгений Украинцев считает, что острых проблем с адаптацией молодых педагогов в Москве не существует. Сама система, по его мнению, помогает молодым людям войти в педагогическое сообщество города. Выпускники вузов идут работать в школы. И уже сейчас наблюдается здоровая конкуренция за место учителя. Например, в школе № 1391, где трудится Евгений, в этом учебном году большое пополнение молодыми кадрами. Если в прошлом учебном году педагогов в статусе «молодой специалист» было всего четверо, то в этом — уже восемь.
Московский педагог
Идеи новичков находят отклик у администрации школ. Сам факт существования советов говорит о том, что к молодым педагогам хотят прислушиваться. Во многих школах существует система наставничества, когда новичок и опытный учитель первое время работают в связке.
СПРАВКА
Совет молодых учителей создан в 1999 году приказом Департамента образования Москвы № 762.
Сейчас он именуется советом молодых педагогов и объединяет не только учителей, но и всех молодых работников сферы образования Москвы: учителей, педагогов-психологов, педагогов дополнительного образования, преподавателей вузов и колледжей, логопедов, воспитателей.
— Конечно, бывает и такое, что, отработав год, учителя уходят из школы, но здесь скорее вопрос призвания. Я считаю, что это большая ответственность — педагогическая деятельность. И для нас большая честь носить звание «московский учитель», — говорит Украинцев.
По мнению Евгения, у учеников сейчас больше возможностей, чем раньше: — Сегодня каждый московский школьник может посетить бесплатно любой из музеев столицы, и, что еще более привлекательно, каждый учитель беспрепятственно может провести полноценный урок, а возможно и весь учебный день на культурных, спортивных объектах столицы. Обучение стало более практикоориентированным. Это большой плюс.
Город открыт для школы и учеников, и классическая классно-урочная система постепенно уходит в прошлое, а главное умение, которое приобретает школьник, это умение учиться на протяжении всей жизни, — считает педагог.