Насекомые, глобусы и прочие мелочи
Любое повторение «экспериментов», о которых рассказывается дальше, опасно для жизни! Именно так сказал нам руководитель отдела Института спектроскопии РАН в Троицке Андрей Наумов, когда мы начали говорить с ним про школу. В этот раз мы не стали задавать ученым наивные вопросы, а решили узнать, что они вспоминают о своих годах обучения.
В школу все приходят с разными вопросами. Кто-то пытается узнать, у кого списать домашку. Кто-то не понял тему урока и достает вопросами. Андрея Наумова беспокоило другое. Пчелы!
— У меня семья пчеловодов. И у насекомых есть такой интересный период — роение. Когда они вместе с маткой улетают из улья. И моя задача была их караулить, а потом ловить рой — иначе останешься без пчел, — вспоминает Наумов. — И вот я сижу, читаю книгу и вижу, как пчелы улетают.
Чтобы вернуть их обратно, нужно бежать за ними, взяв металлический таз с железной палкой, и стучать, а лучше — скрести. Получается очень противный звук.
— И действительно, если ты так делаешь, рой садится на ближайшее дерево, — вспоминает ученый. — Меня все время интересовало, почему?
Так что когда начались уроки биологии, физики, он всегда задавал этот вопрос учителям.
— И в школе, а потом на экскурсии на ВДНХ мне рассказали, что матка общается с пчелами на очень высоких частотах. Когда они вылетают, то ищут место для гнезда. А когда ты палкой стучишь о таз, этот сигнал зашумляется. Общения между маткой и пчелами не происходит. Поэтому они и садятся на ближайший столб. Наверное, это один из первых случаев, когда я задумался о науке, — вспоминает Андрей Витальевич.
А в четвертом классе будущий ученый оказался в лаборантской кабинета физики. И не зря...
— Там был тестер (измеритель напряжения, тока). И брат мне про него немножко рассказывал, — вспоминает Наумов. — И вот в режиме вольтметра вы можете щупы поместить в розетку и увидеть напряжение. Так я и сделал. Стрелка показала 220 вольт. Потом я переключил тестер в режим амперметра, снова засунул щупы в розетку и... — говорит Наумов. Нет, взрыва, как показывают в «Ералаше», не произошло. Но прибор зашипел и сгорел.
— Запах стоял! Я, конечно, все проветрил. Но такое просто невозможно было не за
метить. Но мне с учителями везло. Никаких вызовов к директору не было, — говорит Наумов.
Его почему-то с детства тянуло на всякие эксперименты с электричеством.
— Я играл в доме культуры на баяне. И как-то в перерыве между концертами вышел на улицу воздухом подышать. А рядом на небезопасном расстоянии проходила линия электропередачи — 220 В, — вспоминает Наумов. Как карандаш оказался в его руке, непонятно.
— Но я стоял и любопытно покачивал им провод. Пока прикасался к нему деревяшкой, все было ничего. Но когда грифелем, графитовым стержнем... Током меня ударило порядочно, — говорит Наумов.
И вот о чем бы подумал обычный человек — больше так делать нельзя. А будущий ученый задумался о другом: почему так вообще произошло. А все довольно просто. Сухое дерево, из которого изготовлена основа карандаша, на электричество никак не реагирует. Оно не проводит ток. То ли дело графит — он замечательный проводник.
— Главное, не повторить такое кому-нибудь! Особенно в школе, — предупреждает ученый.
У Алины Головановой с учебой совсем другие ассоциации. И если сейчас сотрудники института — люди серьезные, то в школе они позволяли себе вытворять различные глупости, как все дети.
— Знаете, что первое вспоминается? Как мы в классе седьмом-восьмом насобирали целое ведро майских жуков и притащили в класс. Зачем мы это сделали, я не помню. Но когда мы их выпустили перед уроком, столько в кабинете оказалось. Учителя в шоке были! — вспоминает Алина.
Жуки залетали во всевозможные щели, в плафоны, очень эффектно смотрелись на шторах.
— Помню, что меня заставили всех собрать и вынести. Почему-то я этого не сделала. Закрыла ведро и поставила у запасного выхода. А жуки, которые забрались в плафоны, высохли все и года два-три там находились, пока не сделали генеральную уборку, — говорит девушка.
А как-то глобус в кабинете географии превратился в мячик!
— У нас был очень спортивный класс. И мы решили поиграть... В итоге глобус развалился на несколько частей. Но он долго продержался, — вспоминает Алина. Ну и чтобы ученикам не попало, очень оперативно пришлось искать скотч.
— Заклеили так, что никто и не догадался! По крайней мере до нашего выпуска он так и стоял в кабинете географии, — говорит Алина. — Парту как-то сломали. Сели на нее втроем, она и не выдержала. Поставили ее в конце класса и целый урок сидели и надеялись, чтобы она не рухнула при нас. Улика же!
Но о парте так никто и не узнал. Умели ученики замести следы.
— Самое смешное, что к директору меня вызвали однажды, когда я не пришла на соревнования по баскетболу. Вот тогда мне прочитали лекцию. Было стыдно, — говорит Алина.