Нарисуем жизнь
Представьте на секунду, что вы вновь оказались в школе. Только в этот раз на уроке, где в классе один ученик — вы. Сидите за партой, перед вами — учитель рисования, лист бумаги, простой карандаш и краски. Все совсем как в вашем школьном детстве. Только тема урока отнюдь не школьная и не детская: «Рисунок знакомому, который уезжает за рубеж. На память о России».
Иван Михайлович Шустов, преподаватель ИЗО в школе № 2073, подсаживается к вам за парту. Смотрит на чистый лист и улыбается. Скорее всего вы — один из тех, кто всерьез не воспринимал уроки рисования. А зря.
— Понимаете, картина — это сгусток энергии. От нее зависит то, как себя человек будет чувствовать, глядя на нее. Поэтому в работу нужно стараться вкладывать как можно больше позитивных мыслей, — предупреждает Шустов.
— Как-то мои картины выставлялись в больнице, где лечились люди с онкологией, — продолжает учитель. — Они приходили туда на химиотерапию и, пока ждали очереди, смотрели на работы, висевшие на стене. Потом эти люди находили меня и говорили: «Спасибо». Считали, что в какой-то степени и благодаря картинам они смогли вылечиться. Потому что, глядя на них, начали верить в жизнь.
Урок второй. Путешествие — лучшее лекарство
Возможно, вы вздохнете и согласитесь. А что рисовать-то тогда?
— Путешествуйте! — советует Иван Михайлович. — Самый лучший художник — природа. Наверное, мое любимое место — Карелия. Когда сплавляешься по воде, одно желание — останавливаться за каждым поворотом и рисовать.
Иван Шустов и учеников старается выводить на пленэры хотя бы рядом с домом. «Ну а что делать, если с природой никогда на «ты» не был. Отдыхал на зарубежных пляжах, где все включено. И все», — вот такой вопрос может возникнуть у вас. Ответ прост — идите в поход! Даже если вы не знаете, что это такое, Иван Михайлович с радостью объяснит. Ведь он сам организовал в школе турклуб «Юность».
— Мы с учениками участвуем в спортивно-туристических походах. Сначала проходим подготовку в центре дополнительного образования «Лаборатория Путешествий», сдаем нужные документы, а после выходим на маршрут. Идешь — и всю красоту природы видишь. Дух захватывает! Мы с учениками были в Крыму, на Кавказе, в Карелии... Жалко, в этом году поход сорвался. А ребята так ждали! — говорит Иван Михайлович. — Сам я в свой первый поход с дедушкой ходил. Он все время меня куда-нибудь вытаскивал.
Урок третий. Смотри по сторонам
Вы вновь посмотрите на учителя и подумаете: если пока выбраться на природу нет возможности, может, нарисовать что-то совсем другое? Какую-нибудь карикатурку, чтобы внимание привлекало. И вероятней всего, Иван Михайлович с вами согласится.
— В студенческие годы нас отправляли на практику в детские лагеря. И мне нужно было каждый день оформлять распорядок дня, — вспоминает он. — А чтобы ребятам интереснее было, я в первый раз внизу распорядка нарисовал карикатуру. У нас в лагере как-то были проблемы с туалетом. Поэтому детей сказали выводить в лес. Мальчики — налево, девочки — направо. Так я и нарисовал. У распорядка дня толпа народу собралась! Фурор!
Урок четвертый. Берегите впечатления из детства
И, перебрав массу вариантов, что нарисовать, учитель не станет вас отговаривать от вашей собственной идеи.
— Учеников нужно поддерживать. Я, например, считаю, что не надо постоянного говорить об ошибках. Я иногда на свои работы смотрю и вижу, что там есть что исправить. Нужно делать так, чтобы детям хотелось рисовать. Вот, например, когда мы находились на дистанционном обучении, было сложно. Ребята присылали много прекрасных работ, но уходила уйма времени, чтобы каждому написать отзыв. Ведь детям важно узнать мнение учителя, — говорит Шустов.
За что ученики и благодарят учителя. Для них он старается быть не просто педагогом, а другом, который всегда поможет. Но если вы все-таки спросите, что бы Иван Михайлович нарисовал другу, который уезжает за рубеж, это были бы его впечатления из детства. Они всегда теплые. Нужно их всего лишь немного обыграть. И это работает!
Советы учителя не похожи на привычные рекомендации к урокам. Они напоминают советы жизненные. Люби природу — и она поможет быть всегда в гармонии с собой. Делай работу только с хорошими мыслями — возможно, она станет для кого-то спасением. Экспериментируй: это всегда интересно. И это — работает.
Иван Михайлович Шустов по специальности преподаватель ИЗО, математики и информатики. Наш разговор с ним именно о картинах состоялся потому, что он сам — заслуженный художник РФ. Правда, об этом он не очень любит рассказывать: скромно и уверенно говорит, что он в первую очередь — учитель.