

На защите неба: вклад аэропорта Внуково в Великую Победу

В 2025 году в России отмечают 80-летие Победы в Великой Отечественной войне. В разгром фашистской Германии внесли вклад многие организации, функционировавшие в 1941–1945 годах и продолжающие свою деятельность сегодня. Среди них — Международный аэропорт Внуково имени Андрея Туполева, который не только сохранил свое историческое предназначение, но и имеет собственный музей. Его военная история, включая вклад в обеспечение Победы, представляет особый интерес для исследователей и посетителей.
Открытие аэропорта из-за военной необходимости
Аэропорт Внуково был открыт досрочно в начале Великой Отечественной войны. Изначально запуск планировался на 18 августа 1941 года, однако 2 июля 1941 года аэропорт начал работу раньше срока из-за военной необходимости. Открытие прошло без торжественных мероприятий. Это решение оказалось своевременным: уже в первые месяцы войны аэропорт обеспечил важные военные перевозки.
После открытия аэропорта Внуково возникла необходимость в создании ремонтной базы для обслуживания поступающих туда самолетов. Одним из таких специализированных центров стала Авиаремонтная база Гражданского воздушного флота № 400, находящаяся в 3,6 километра от самого аэропорта. Она была одной из немногих, которая выполняла капитальный ремонт воздушных судов — полную разборку, проверку всех систем и последующую сборку самолета. Это был сложный и высокотехнологичный процесс, требующий высокой квалификации специалистов и технической оснащенности. Не каждое предприятие могло позволить себе такие работы.
— На завод регулярно поступали различные модели самолетов, которые привозили на полный цикл капитального ремонта. Здесь воздушному транспорту возвращали былую надежность и готовность к новым полетам, — рассказала председатель Совета ветеранов района Внуково Любовь Смутина, работавшая с 1980 по 2011 год начальником технологического бюро надежности ремонтируемой авиатехники при аэропорте Внуково.
В истории каждого крупного предприятия есть свои особенные традиции, аэропорт Внуково — не исключение. Здесь, как нигде, прослеживается преемственность поколений, когда профессиональное мастерство передается от отца к сыну, от деда к внуку.
Как отмечает начальник отдела кадров и социальных вопросов аэропорта Внуково Наталия Зеленина, ее дедушка стоял у истоков создания авиационно-ремонтной базы аэропорта.

— Отец продолжил семейную традицию, работая электромехаником по приборам и оборудованию. Сейчас эстафету принимает мой брат, который трудится в медсанчасти, специализируясь на ремонте медицинской техники.
Аэропорт Внуково работники защищали с помощью маскировки: перекрашивали здания, создавали ложные цели с макетами самолетов. На территории современного Центрального парка и 3-й Рейсовой улицы стояли зенитные батареи противовоздушной обороны (ПВО). Несмотря на регулярные авиаразведки и бомбардировки противника, основные объекты инфраструктуры удалось сохранить. Трагическим последствием вражеских налетов стала гибель одного летчика, были повреждены складские помещения и часть коммуникационных систем.
Эволюция авиагруппы: от МАОН до гвардейской дивизии
На базе аэропорта Внуково 27 июня 1941 года также была создана Московская авиационная группа особого назначения (МАОН) для выполнения особых задач Ставки Верховного Главнокомандования: снабжения партизан, высадки десанта, транспортировки боеприпасов и эвакуации. Группа формировалась из пилотов Московского, Азово-Черноморского и Узбекского управлений Гражданского воздушного флота и международных линий. Хотя летчики не имели военного опыта (многие работали на гражданских линиях), их профессионализм позволил разработать эффективную тактику. Авиапарк насчитывал 138 самолетов.

— Летчики МАОН, позже переименованной в 10-ю гвардейскую авиатранспортную дивизию, в числе которых был и мой дед Леонид Клиндух, совершали регулярные вылеты в блокадный Ленинград, доставляя продовольствие и боеприпасы по единственному безопасному пути — воздуху, поскольку наземные дороги находились под непрерывным вражеским обстрелом, — сообщила внучка Леонида Клиндуха, воевавшего в годы Великой Отечественной войны в составе 10-й гвардейской авиатранспортной дивизии, Ольга Клиндух.
Перед авиагруппой стояла задача: ежедневно доставлять в город 100 тонн грузов и эвакуировать 10 тысяч квалифицированных рабочих. Несмотря на активное противодействие вражеской авиации, экипажи МАОН разработали особую тактику защиты в воздухе и летали на предельно малой высоте над Ладожским озером. За первые 40 дней операции ежедневно доставлялось 114-200 тонн грузов, а за 2,5 месяца было эвакуировано 29608 специалистов.
Александр Груздин стал первым летчиком из Внукова, удостоенным звания Героя Советского Союза. За время войны он совершил более 200 боевых вылетов (96 из них — ночью), снабжая окруженные части боеприпасами, взрывчаткой и топливом и эвакуируя раненых. Главным подвигом стало спасение 27 раненых бойцов. Прибыв на прифронтовой аэродром на самолете Ли-2 во время воздушной тревоги, Александр Груздин отказался улетать без выполнения задания. Экипаж успел загрузить всех, но командир заметил еще четверых тяжелораненых у палатки. Несмотря на перегрузку, он приказал взять и их. В момент взлета начался вражеский налет. Перегруженный самолет с трудом оторвался от земли в конце полосы под бомбежкой. Благодаря мастерству Александра Груздина, сумевшего скрыться в облаках на малой высоте, все раненые были доставлены в госпиталь. 26 ноября 1941 года за этот и другие подвиги ему было присвоено звание Героя Советского Союза «за образцовое выполнение боевых заданий».
В мае 1942 года был открыт прямой авиамаршрут между Смелижем и Москвой, по которому летали экипажи МАОН. Полеты выполнялись исключительно ночью, а при посадке ориентировались по кострам партизан. Самолеты из Внуково доставляли партизанам боеприпасы, продовольствие и оружие, а обратно везли раненых и иногда пленных немецких офицеров. Среди особых рейсов выделяется приезд поэта и драматурга Анатолия Софронова, который прибыл поддержать партизан. В ночь на 7 ноября 1942 года он исполнил у партизанского костра свою знаменитую песню «Шумел сурово Брянский лес», ставшую впоследствии гимном Брянской области.
Кроме того, МАОН участвовала во многих крупных операциях Красной армии, но особенно выделяются ее действия в Крыму. Летом 1942 года, когда Севастополь оказался на грани падения из-за нехватки ресурсов и превосходства вермахта, 20 опытных летчиков МАОН за 10 дней совершили более 200 ночных вылетов. Они доставляли в город еду и боеприпасы, вывозили раненых. Посадка происходила на узкой полосе у Херсонесского маяка, находившейся под обстрелом. Несмотря на опасность, не был потерян ни один летчик и только один самолет получил легкие повреждения.
1944 год стал переломным для Московской авиационной группы особого назначения. Советские летчики получили задание поддерживать Народно-освободительную армию Югославии (НОАЮ), обеспечивая ее вооружением и медикаментами. Экипаж Александра Шорникова (второй пилот Борис Калинкин, штурман Павел Якимов, радист Николай Вердеревский, бортмеханик Иван Галактионов) первым освоил сложнейшие посадки на высокогорных площадках в Югославии, доказав возможность выполнения этой задачи. Высшим достижением стала операция по спасению командования НОАЮ во время немецкой операции «Ход конем». В ночь на 4 июня того же года экипаж Шорникова эвакуировал 20 человек, включая маршала Иосипа Броз Тито и генерал-лейтенанта Николая Корнеева. За эту операцию все получили звание Героев Советского Союза, а члены экипажа Шорникова были удостоены звания Народных Героев Югославии от маршала Тито. После успешного выполнения задания летчики МАОН перебазировались в итальянский город Бари для дальнейших операций в поддержку югославских партизан.
Не прекращая работу: будни сотрудников аэропорта Внуково в военное время

В военное время сотрудники аэропорта работали эффективно и дисциплинированно. В аэропорту Внуково были восстановлены ключевые цеха, создана система местной противовоздушной обороны (МПВО) со специализированными службами, организована светомаскировка и построены укрытия. Руководящий состав перешел на казарменное положение, охрану усилили дополнительными постами. Из-за нехватки кадров открыли курсы для обучения новых работников. Обеспечивалось бесперебойное снабжение базы по железной дороге, две столовые работали круглосуточно.
В военное время аэропорт Внуково действовал как единый комплекс служб под руководством 899 батальона аэродромного обслуживания (БАО) подполковника Бориса Волошина. БАО обеспечивал техническую готовность аэродрома, доставку более 25 тысяч тонн авиабензина и транспортировку свыше 81 тысячи тонн грузов. Летные подразделения взаимодействовали с наземными службами, метеостанцией и штабом. Медсанчасть и профилакторий «Валуево» возвращали в строй раненых, подсобное хозяйство обеспечивало гарнизон продовольствием (более 1000 тонн картофеля). Службы ПВО защищали аэропорт от налетов, а политотдел поддерживал боевой дух личного состава.
На территории аэропорта Внуково базировались 28-й и 34-й истребительные полки ПВО, а также 12-й гвардейский истребительный авиаполк с самолетами МиГ-3. Полки действовали как часть общей системы ПВО Москвы независимо от транспортной авиагруппы.
До самого окончания военных действий отважные летчики продолжали выполнять свой воинский долг. Среди них особенно выделялся командир 2 Севастопольского авиаполка Алексей Семенков, которому выпала миссия доставить в Москву документ о капитуляции Германии 9 мая.

— Папа рассказывал, что в тот знаменательный день аэропорт Внуково преобразился до неузнаваемости: улицы украсили праздничными флагами и весенними цветами. Личный состав авиадивизии выстроился на площади, под торжественные звуки военного оркестра направился к аэровокзалу, — рассказывает Ольга Клиндух.
Ее отцу Виктору Клиндуху было всего 10 лет, когда закончилась война. Всю жизнь он собирал документы и семейные архивы, чтобы сохранить память о героях. Виктор Клиндух разработал проект мемориала «Аллея Славы» в районе Внуково. Он создал концепцию и входную группу «Птичка». Леонид Клиндух, отец Виктора Клиндуха и дедушка Ольги Клиндух, занимавший должность командира 10-й Гвардейской авиатранспортной дивизии, руководил торжественным шествием на 9 мая.
Роль женщины в военные годы
В годы Великой Отечественной войны аэропорт Внуково стал не только важным транспортным узлом, но и местом, где ярко проявился трудовой подвиг советских женщин. Сотрудник Музея истории района Внуково Леонид Корбан рассказал о самоотверженном труде женщин на различных должностях. Он подчеркнул, что девушки справлялись с самыми сложными задачами наравне с мужчинами.
Они работали практически во всех ключевых службах аэропорта. Особенно много их трудилось в службе движения, где они успешно справлялись с обязанностями диспетчеров. В СССР в 1930-1940-е годы немало женщин работали бортрадистками, штурманами, а некоторые даже осваивали профессии бортмехаников и пилотов.
Подготовка женщин-авиаторов проходила в общем порядке с мужчинами. Они обучались в специализированных авиашколах и на отделениях при высших учебных заведениях. Благодаря этому женщины получали такие же глубокие знания и навыки, как и их коллеги-мужчины. Особо стоит отметить вклад выдающихся женщин-авиаторов, работавших в управлении международных воздушных линий. Екатерина Слобоженко и Валентина Гризодубова стали настоящими легендами аэропорта Внуково. Их профессионализм и мужество служили примером для многих. Особенно примечательна история с участием Валентины Гризодубовой, которая совершила показательный полет на самолете для демонстрации пригодности взлетно-посадочной полосы аэропорта к эксплуатации. Этот полет стал важным этапом в процессе приемки аэродрома.
— Память о женщинах-авиаторах сохранена в Музее истории района Внуково: там представлены их фотографии, личные вещи и документы, а на экскурсиях регулярно рассказывают об их достижениях, — добавил сотрудник Музея истории района Внуково Леонид Корбан.
Аэропорт Внуково в настоящее время
Сегодня, спустя десятилетия, аэропорт Внуково стал одним из крупнейших авиационных узлов России. Современные терминалы, передовая техника, высочайший уровень обслуживания — все это результат долгого пути развития, начало которому было положено в те непростые военные годы.
Деятельность сменного директора аэропорта Андрея Шунина напрямую влияет на безопасность полетов и качество обслуживания рейсов в настоящее время. С 2022 года он занимает эту должность, а общий стаж работы в аэропорту насчитывает более 20 лет. Для него Внуково — это не просто место работы, а настоящая семейная история.

— Моя прабабушка работала в столовой. Дедушка, бабушка и родители тоже трудились здесь. Вырос в поселке Внуково и окончил местную школу, я стал продолжателем семейной традиции, — рассказывает Андрей Шунин.
В должности сменного директора он выступает главным координатором: сюда стекается вся важная информация о происшествиях и нештатных ситуациях. Совместно с руководителями других служб он оперативно решает возникающие проблемы.
Работники Международного аэропорта Внуково чтят свою историю и вклад коллег в Победу. Работа по сохранению исторической памяти ведется комплексно. Так, на официальном сайте есть раздел «Аэропорт Внуково в годы Великой Отечественной войны». В его подразделах «Герои Внуково» и «Авиаторы Победы» перечислены сотрудники аэропорта и воспитанники 10-й гвардейской авиатранспортной дивизии ГВФ, принимавшие участие в Великой Отечественной войне, Герои Советского Союза и Герои Социалистического Труда. Имена, истории и фотографии тех, кто сражался в годы войны, собраны в подразделе «Книга Памяти».
Несколько раз в год представители аэропорта становятся участниками торжественных митингов, вахт памяти и церемоний возложения цветов к памятнику летчикам-авиаторам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Мемориал находится на месте, где в годы войны базировались полки авиации дальнего действия. Также ежегодно ко Дню Победы в терминале аэропорта организуются тематические фотовыставки со свободным доступом, которые знакомят пассажиров и гостей аэропорта с фотографиями и другими архивными материалами.

— У аэропорта Внуково богатое историческое наследие, а память о подвиге наших предшественников-авиаторов — важный нравственный ориентир и для нас, и для будущих поколений, — рассказала пресс-секретарь Международного аэропорта Внуково Оксана Соколова.
В мае 2025 года Международный аэропорт Внуково обеспечил прием и обслуживание ветеранов, глав иностранных государств и правительственных делегаций, посетивших Москву для празднования 80-летия Победы. В дальнейших планах — создание музейной экспозиции в пассажирском терминале, чтобы сделать историю аэропорта доступной для более широкой аудитории, включая пассажиров и всех интересующихся. Значительная часть экспонатов будет посвящена становлению и работе аэропорта Внуково в годы Великой Отечественной войны.