Вторник, 30 сентября 2025, 14:36
Ясно 11°

На защите неба: вклад аэропорта Внуково в Великую Победу

Внуковский авиаузел — надежный страж воздушных рубежей Москвы, с военных лет обеспечивающий безопасность неба и развитие авиации. Фото: официальный Telegram-канал аэропорта Внуково

В 2025 году в России отмечают 80-летие Победы в Великой Отечественной войне. В разгром фашистской Германии внесли вклад многие организации, функционировавшие в 1941–1945 годах и продолжающие свою деятельность сегодня. Среди них — Международный аэропорт Внуково имени Андрея Туполева, который не только сохранил свое историческое предназначение, но и имеет собственный музей. Его военная история, включая вклад в обеспечение Победы, представляет особый интерес для исследователей и посетителей.

Открытие аэропорта из-за военной необходимости

Аэропорт Внуково был открыт досрочно в начале Великой Отечественной войны. Изначально запуск планировался на 18 августа 1941 года, однако 2 июля 1941 года аэропорт начал работу раньше срока из-за военной необходимости. Открытие прошло без торжественных мероприятий. Это решение оказалось своевременным: уже в первые месяцы войны аэропорт обеспечил важные военные перевозки.

После открытия аэропорта Внуково возникла необходимость в создании ремонтной базы для обслуживания поступающих туда самолетов. Одним из таких специализированных центров стала Авиаремонтная база Гражданского воздушного флота № 400, находящаяся в 3,6 километра от самого аэропорта. Она была одной из немногих, которая выполняла капитальный ремонт воздушных судов — полную разборку, проверку всех систем и последующую сборку самолета. Это был сложный и высокотехнологичный процесс, требующий высокой квалификации специалистов и технической оснащенности. Не каждое предприятие могло позволить себе такие работы.

— На завод регулярно поступали различные модели самолетов, которые привозили на полный цикл капитального ремонта. Здесь воздушному транспорту возвращали былую надежность и готовность к новым полетам, — рассказала председатель Совета ветеранов района Внуково Любовь Смутина, работавшая с 1980 по 2011 год начальником технологического бюро надежности ремонтируемой авиатехники при аэропорте Внуково.

В истории каждого крупного предприятия есть свои особенные традиции, аэропорт Внуково — не исключение. Здесь, как нигде, прослеживается преемственность поколений, когда профессиональное мастерство передается от отца к сыну, от деда к внуку.

Как отмечает начальник отдела кадров и социальных вопросов аэропорта Внуково Наталия Зеленина, ее дедушка стоял у истоков создания авиационно-ремонтной базы аэропорта.

На фото Наталия Зеленина, начальник отдела кадров и социальных вопросов. Фото предоставила пресс-служба аэропорта Внуково.

— Отец продолжил семейную традицию, работая электромехаником по приборам и оборудованию. Сейчас эстафету принимает мой брат, который трудится в медсанчасти, специализируясь на ремонте медицинской техники.

Аэропорт Внуково работники защищали с помощью маскировки: перекрашивали здания, создавали ложные цели с макетами самолетов. На территории современного Центрального парка и 3-й Рейсовой улицы стояли зенитные батареи противовоздушной обороны (ПВО). Несмотря на регулярные авиаразведки и бомбардировки противника, основные объекты инфраструктуры удалось сохранить. Трагическим последствием вражеских налетов стала гибель одного летчика, были повреждены складские помещения и часть коммуникационных систем.

Эволюция авиагруппы: от МАОН до гвардейской дивизии

На базе аэропорта Внуково 27 июня 1941 года также была создана Московская авиационная группа особого назначения (МАОН) для выполнения особых задач Ставки Верховного Главнокомандования: снабжения партизан, высадки десанта, транспортировки боеприпасов и эвакуации. Группа формировалась из пилотов Московского, Азово-Черноморского и Узбекского управлений Гражданского воздушного флота и международных линий. Хотя летчики не имели военного опыта (многие работали на гражданских линиях), их профессионализм позволил разработать эффективную тактику. Авиапарк насчитывал 138 самолетов.

На фото Леонид Клиндух. Фото предоставила Ольга Клиндух

— Летчики МАОН, позже переименованной в 10-ю гвардейскую авиатранспортную дивизию, в числе которых был и мой дед Леонид Клиндух, совершали регулярные вылеты в блокадный Ленинград, доставляя продовольствие и боеприпасы по единственному безопасному пути — воздуху, поскольку наземные дороги находились под непрерывным вражеским обстрелом, — сообщила внучка Леонида Клиндуха, воевавшего в годы Великой Отечественной войны в составе 10-й гвардейской авиатранспортной дивизии, Ольга Клиндух.

Перед авиагруппой стояла задача: ежедневно доставлять в город 100 тонн грузов и эвакуировать 10 тысяч квалифицированных рабочих. Несмотря на активное противодействие вражеской авиации, экипажи МАОН разработали особую тактику защиты в воздухе и летали на предельно малой высоте над Ладожским озером. За первые 40 дней операции ежедневно доставлялось 114-200 тонн грузов, а за 2,5 месяца было эвакуировано 29608 специалистов.

Александр Груздин стал первым летчиком из Внукова, удостоенным звания Героя Советского Союза. За время войны он совершил более 200 боевых вылетов (96 из них — ночью), снабжая окруженные части боеприпасами, взрывчаткой и топливом и эвакуируя раненых. Главным подвигом стало спасение 27 раненых бойцов. Прибыв на прифронтовой аэродром на самолете Ли-2 во время воздушной тревоги, Александр Груздин отказался улетать без выполнения задания. Экипаж успел загрузить всех, но командир заметил еще четверых тяжелораненых у палатки. Несмотря на перегрузку, он приказал взять и их. В момент взлета начался вражеский налет. Перегруженный самолет с трудом оторвался от земли в конце полосы под бомбежкой. Благодаря мастерству Александра Груздина, сумевшего скрыться в облаках на малой высоте, все раненые были доставлены в госпиталь. 26 ноября 1941 года за этот и другие подвиги ему было присвоено звание Героя Советского Союза «за образцовое выполнение боевых заданий».

В мае 1942 года был открыт прямой авиамаршрут между Смелижем и Москвой, по которому летали экипажи МАОН. Полеты выполнялись исключительно ночью, а при посадке ориентировались по кострам партизан. Самолеты из Внуково доставляли партизанам боеприпасы, продовольствие и оружие, а обратно везли раненых и иногда пленных немецких офицеров. Среди особых рейсов выделяется приезд поэта и драматурга Анатолия Софронова, который прибыл поддержать партизан. В ночь на 7 ноября 1942 года он исполнил у партизанского костра свою знаменитую песню «Шумел сурово Брянский лес», ставшую впоследствии гимном Брянской области.

Кроме того, МАОН участвовала во многих крупных операциях Красной армии, но особенно выделяются ее действия в Крыму. Летом 1942 года, когда Севастополь оказался на грани падения из-за нехватки ресурсов и превосходства вермахта, 20 опытных летчиков МАОН за 10 дней совершили более 200 ночных вылетов. Они доставляли в город еду и боеприпасы, вывозили раненых. Посадка происходила на узкой полосе у Херсонесского маяка, находившейся под обстрелом. Несмотря на опасность, не был потерян ни один летчик и только один самолет получил легкие повреждения.

1944 год стал переломным для Московской авиационной группы особого назначения. Советские летчики получили задание поддерживать Народно-освободительную армию Югославии (НОАЮ), обеспечивая ее вооружением и медикаментами. Экипаж Александра Шорникова (второй пилот Борис Калинкин, штурман Павел Якимов, радист Николай Вердеревский, бортмеханик Иван Галактионов) первым освоил сложнейшие посадки на высокогорных площадках в Югославии, доказав возможность выполнения этой задачи. Высшим достижением стала операция по спасению командования НОАЮ во время немецкой операции «Ход конем». В ночь на 4 июня того же года экипаж Шорникова эвакуировал 20 человек, включая маршала Иосипа Броз Тито и генерал-лейтенанта Николая Корнеева. За эту операцию все получили звание Героев Советского Союза, а члены экипажа Шорникова были удостоены звания Народных Героев Югославии от маршала Тито. После успешного выполнения задания летчики МАОН перебазировались в итальянский город Бари для дальнейших операций в поддержку югославских партизан.

Не прекращая работу: будни сотрудников аэропорта Внуково в военное время

Войска противовоздушной и противоракетной обороны. Фото предоставила пресс-служба аэропорта Внуково

В военное время сотрудники аэропорта работали эффективно и дисциплинированно. В аэропорту Внуково были восстановлены ключевые цеха, создана система местной противовоздушной обороны (МПВО) со специализированными службами, организована светомаскировка и построены укрытия. Руководящий состав перешел на казарменное положение, охрану усилили дополнительными постами. Из-за нехватки кадров открыли курсы для обучения новых работников. Обеспечивалось бесперебойное снабжение базы по железной дороге, две столовые работали круглосуточно.

В военное время аэропорт Внуково действовал как единый комплекс служб под руководством 899 батальона аэродромного обслуживания (БАО) подполковника Бориса Волошина. БАО обеспечивал техническую готовность аэродрома, доставку более 25 тысяч тонн авиабензина и транспортировку свыше 81 тысячи тонн грузов. Летные подразделения взаимодействовали с наземными службами, метеостанцией и штабом. Медсанчасть и профилакторий «Валуево» возвращали в строй раненых, подсобное хозяйство обеспечивало гарнизон продовольствием (более 1000 тонн картофеля). Службы ПВО защищали аэропорт от налетов, а политотдел поддерживал боевой дух личного состава.

На территории аэропорта Внуково базировались 28-й и 34-й истребительные полки ПВО, а также 12-й гвардейский истребительный авиаполк с самолетами МиГ-3. Полки действовали как часть общей системы ПВО Москвы независимо от транспортной авиагруппы.

До самого окончания военных действий отважные летчики продолжали выполнять свой воинский долг. Среди них особенно выделялся командир 2 Севастопольского авиаполка Алексей Семенков, которому выпала миссия доставить в Москву документ о капитуляции Германии 9 мая.

День Победы 9 мая 1945 года, город Внуково, 10-я Гвардейская авиатранспортная дивизия на построении. Фото предоставила Ольга Клиндух

— Папа рассказывал, что в тот знаменательный день аэропорт Внуково преобразился до неузнаваемости: улицы украсили праздничными флагами и весенними цветами. Личный состав авиадивизии выстроился на площади, под торжественные звуки военного оркестра направился к аэровокзалу, — рассказывает Ольга Клиндух.

Ее отцу Виктору Клиндуху было всего 10 лет, когда закончилась война. Всю жизнь он собирал документы и семейные архивы, чтобы сохранить память о героях. Виктор Клиндух разработал проект мемориала «Аллея Славы» в районе Внуково. Он создал концепцию и входную группу «Птичка». Леонид Клиндух, отец Виктора Клиндуха и дедушка Ольги Клиндух, занимавший должность командира 10-й Гвардейской авиатранспортной дивизии, руководил торжественным шествием на 9 мая.

Роль женщины в военные годы

В годы Великой Отечественной войны аэропорт Внуково стал не только важным транспортным узлом, но и местом, где ярко проявился трудовой подвиг советских женщин. Сотрудник Музея истории района Внуково Леонид Корбан рассказал о самоотверженном труде женщин на различных должностях. Он подчеркнул, что девушки справлялись с самыми сложными задачами наравне с мужчинами.

Они работали практически во всех ключевых службах аэропорта. Особенно много их трудилось в службе движения, где они успешно справлялись с обязанностями диспетчеров. В СССР в 1930-1940-е годы немало женщин работали бортрадистками, штурманами, а некоторые даже осваивали профессии бортмехаников и пилотов.

Подготовка женщин-авиаторов проходила в общем порядке с мужчинами. Они обучались в специализированных авиашколах и на отделениях при высших учебных заведениях. Благодаря этому женщины получали такие же глубокие знания и навыки, как и их коллеги-мужчины. Особо стоит отметить вклад выдающихся женщин-авиаторов, работавших в управлении международных воздушных линий. Екатерина Слобоженко и Валентина Гризодубова стали настоящими легендами аэропорта Внуково. Их профессионализм и мужество служили примером для многих. Особенно примечательна история с участием Валентины Гризодубовой, которая совершила показательный полет на самолете для демонстрации пригодности взлетно-посадочной полосы аэропорта к эксплуатации. Этот полет стал важным этапом в процессе приемки аэродрома.

— Память о женщинах-авиаторах сохранена в Музее истории района Внуково: там представлены их фотографии, личные вещи и документы, а на экскурсиях регулярно рассказывают об их достижениях, — добавил сотрудник Музея истории района Внуково Леонид Корбан.

Аэропорт Внуково в настоящее время

Сегодня, спустя десятилетия, аэропорт Внуково стал одним из крупнейших авиационных узлов России. Современные терминалы, передовая техника, высочайший уровень обслуживания — все это результат долгого пути развития, начало которому было положено в те непростые военные годы.

Деятельность сменного директора аэропорта Андрея Шунина напрямую влияет на безопасность полетов и качество обслуживания рейсов в настоящее время. С 2022 года он занимает эту должность, а общий стаж работы в аэропорту насчитывает более 20 лет. Для него Внуково — это не просто место работы, а настоящая семейная история.

На фото Андрей Шунин. Фото предоставила пресс-служба аэропорта Внуково

— Моя прабабушка работала в столовой. Дедушка, бабушка и родители тоже трудились здесь. Вырос в поселке Внуково и окончил местную школу, я стал продолжателем семейной традиции, — рассказывает Андрей Шунин.

В должности сменного директора он выступает главным координатором: сюда стекается вся важная информация о происшествиях и нештатных ситуациях. Совместно с руководителями других служб он оперативно решает возникающие проблемы.

Работники Международного аэропорта Внуково чтят свою историю и вклад коллег в Победу. Работа по сохранению исторической памяти ведется комплексно. Так, на официальном сайте есть раздел «Аэропорт Внуково в годы Великой Отечественной войны». В его подразделах «Герои Внуково» и «Авиаторы Победы» перечислены сотрудники аэропорта и воспитанники 10-й гвардейской авиатранспортной дивизии ГВФ, принимавшие участие в Великой Отечественной войне, Герои Советского Союза и Герои Социалистического Труда. Имена, истории и фотографии тех, кто сражался в годы войны, собраны в подразделе «Книга Памяти».

Несколько раз в год представители аэропорта становятся участниками торжественных митингов, вахт памяти и церемоний возложения цветов к памятнику летчикам-авиаторам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Мемориал находится на месте, где в годы войны базировались полки авиации дальнего действия. Также ежегодно ко Дню Победы в терминале аэропорта организуются тематические фотовыставки со свободным доступом, которые знакомят пассажиров и гостей аэропорта с фотографиями и другими архивными материалами.

На фото Виктор Клиндух, сын Леонида Клиндуха. Также Леонид Клиндух и Григорий Таран — Герои Советского Союза. Фото предоставила Ольга Клиндух

— У аэропорта Внуково богатое историческое наследие, а память о подвиге наших предшественников-авиаторов — важный нравственный ориентир и для нас, и для будущих поколений, — рассказала пресс-секретарь Международного аэропорта Внуково Оксана Соколова. 

В мае 2025 года Международный аэропорт Внуково обеспечил прием и обслуживание ветеранов, глав иностранных государств и правительственных делегаций, посетивших Москву для празднования 80-летия Победы. В дальнейших планах — создание музейной экспозиции в пассажирском терминале, чтобы сделать историю аэропорта доступной для более широкой аудитории, включая пассажиров и всех интересующихся. Значительная часть экспонатов будет посвящена становлению и работе аэропорта Внуково в годы Великой Отечественной войны.