Мы из джаза
В марте Троицкий джазовый ансамбль Виктора Герасимова выступит на гала-концерте на Манежной площади. Такое право он получил, став ведущим коллективом столицы. Теперь ансамбль может без прослушиваний выступать на любых городских площадках столицы. И это не единственное достижение троицких музыкантов за последнее время.
В начале февраля руководитель коллектива Григорий Герасимов получил статуэтку «Человек года. Троицк». Сам лауреат уверен: это благодаря тому, что в прошлом году им удалось провести в Троицке фестиваль, на который приехали ведущие джазовые коллективы России и даже известный джазмен Вениамин Мясоедов.
— Отец мечтал провести такой фестиваль. Уверен, он бы нами гордился, — говорит Григорий Герасимов, который три года назад после смерти Виктора Герасимова, основателя ансамбля, взял бразды правления джаз-бандом в свои руки.
Любовь и наука
За 25 лет существования ансамбля Троицк по-настоящему полюбил джаз. Старейшие участники коллектива любят вспоминать, с чего все начиналось.
В 1990 году в Дом ученых Троицка приезжал детский коллектив из Германии. Его выступление так вдохновило Виктора Герасимова, что он решил создать свой детский джазовый ансамбль в Троицке.
— Попросили немцев поделиться партитурами. Когда Виктор Иванович дал мне эти ноты, я, выпускница Гнесинки, долго не могла к ним приспособиться. А потом поняла: нужно просто расслабиться и полюбить джаз, — рассказывает ветеран ансамбля, концертмейстер фортепианной группы Лариса Леонтьева.
В начале 90-х, когда все слушали «Ласковый май» и Богдана Титомира, джаз казался каким-то «инопланетным». Но в музыкальной школе Троицка оказалось все необходимое: и музыканты, и инструменты. А троичане, публика ученая и искушенная, с первого концерта ансамбля приняли джаз на ура. Получился классический комплект: саксофоны, тромбоны, трубы, бас-гитара, перкуссия, ритм-гитара, ударные, фортепиано.
А уже в 1993 году ансамбль впервые поехал выступать за границу. Первые гастроли прошли в Германии.
— Конечно, мы отличались от лощеных немецких джаз-бандов. У них и инструменты были новенькие, саксофоны блестели, как зеркало, и костюмы — с иголочки. А мы скромненько выглядели, зато выступали лучше всех, — продолжает Лариса Леонтьева. — Как-то Виктору Ивановичу немцы сказали, что никогда бы не подумали, что русские могут играть джаз лучше, чем они.
Виктор Герасимов сам писал все аранжировки, расписывал партии.
— Днем он работал в музыкальной школе, а ночью колдовал над нотами. Даже в отпуске баян брал на пляж, чтобы писать партитуры, — вспоминает вдова Виктора Ивановича Лидия Герасимова.
Универсальные музыканты
Разумеется, сын Гриша, который занимался в музыкалке на фортепиано и саксофоне, с самого начала был в коллективе. Но в отличие от отца он ограничился музыкальной школой и пошел в менеджеры.
И таких, как он, в коллективе — большинство. На трубах, саксофонах, ударных играют менеджеры, инженеры, кандидаты наук, системные администраторы, педагоги.
Сам Григорий Герасимов о себе шутит, что может продать все, что угодно и кому угодно, а вот музыка — это для души.
И в ансамбле полно таких универсалов.
Например, Александр Петряков учился игре на баяне, в оркестре взял в руки басгитару, а потом еще освоил тромбон. Барабанщик Саша Саринов, по профессии инженер, привез на грузовике палеты и фанеру, из которых все вместе подиум в подвале собрали. Наш коллега, фотокор «Вечерней Москвы» Александр Кожохин, играет в ансамбле на трубе, но не расстается с камерой даже на сцене.
В перерывах между своими партиями он начинает фотографировать. Дирижер на происходящее в эти минуты смотрит с недоумением. Зато какой сюрприз был всем — и участникам и троичанам, когда летом прошлого года в Троицке из этих и закулисных фото сделали целую выставку «Мы из джаза».
— Конечно, соседи при случае припоминают мне постоянные репетиции на трубе, но я от джаза не откажусь. Мне нравится, как мы звучим вместе и когда добиваемся результата, о котором всегда говорил Виктор Иванович: играем как в последний раз.
Прислушайтесь к колыбельной!
Репертуар ансамбля такой же разноплановый, как и сами участники. Играют не только классический джаз, но и хиты советской эстрады, военные песни и даже песни из мультфильмов в джазовой обработке.
— А вы прислушайтесь к колыбельной «Спят усталые игрушки»! Там же джаз чистейший, аккорды махровые. А в «Ну, погоди!», когда на гоночной машине волк несется, какое сопровождение! — говорит Григорий Герасимов.
Так что джаза в нашей жизни намного больше, чем мы думаем. А в жизни троичан и подавно.