Среда, 16 октября 2024, 03:34
Пасмурно 8°

Музыка души

Неровный ритм, импровизация и афроамериканская культура — отличительная особенность любого джаза. Фото: pixabay.com

Саксофон, пианино, барабаны и кантробас — классический набор любого джаз-бэнда. Щемящие звуки этих инструментов заставят ожить даже самую черствую душу. Международный день джаза отмечают 30 апреля. Во Дворце культуры Щербинки 12 мая решили провести фестиваль «Джаз-весна», который не смогла пропустить корреспондент сайта газеты «Новые округа».

Истоки и родоначальники

Это направление музыки зародилось в XVII веке на одном из африканских континентов во времена рабовладельчества. Невольники и трудяги будучи выходцам из разных племен не понимали язык друг друга. У каждого были свои особые обряды и ритуальные песни, которыми они утешали себя после изнурительного дня. В процессе коммуникации все это постепенно переросло в один неповторимый и узнаваемый музыкальный стиль. В 1910 году, в Новом Орлеане этническая направленность музыки начала преобразовываться. Бит, который раньше создавался прихлопываниями и притоптываниями, сменился на барабаны, добавились и другие музыкальные инструменты.

12 мая. Щербинка. Фестиваль «Джаз-весна». Фото: Екатерина Щербакова, «Вечерняя Москва»

Со временем джаз обрел разные формы, появились новые течения, которые формировались в разных городах США. А уже в 1922 году афроамериканский ритм и латиноамериканский фольклор дошел и до Советской России. 1 октября театральный деятель Валентин Парнах, вдохновленный культурой джаза, представил его на широкую публику. Зритель горячо принял музыку западных рабочих и она получила свое развитие в СССР. Позже в стране стало появляться множество больших оркестров, джаз-бэндов и объединений. Но к концу 40-х годов XX века джазовая музыка резко стала критиковаться обществом. Гонения были связаны с борьбой с космополитизмом. Все джазовые оркестры стали эстрадно-симфоническими, а преданные джазмены играли тайно. Началась «эпоха разгибания саксофонов», которая сопровождалась «лозунгами»: «Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст!». Лишь во времена Никиты Хрущева, в 1953—1964 годах, музыкальному течению вновь дали «свободу».

В современной России это музыкальное течение только начинает набирать свои обороты. Сегодня в стране есть несколько джазовых академий, множество курсов и даже джазовые школы.

Музыка — души, музыка — сердца

Как правило в джаз приходят люди, имеющие уже большой музыкальный опыт. Традиционно направление считается «интеллектуальным», «элитарным». Но многие музыканты с этим не согласны, они лишь подчеркивают важность игрового опыта, особенно на разных инструментах. Как ни странно, музыкальный опыт нужен не только для виртуозной и ритмичной игры, но и для импровизации. Именно она дает джазменам возможность играть «нетипично».

Алексей Хомяков во время исполнения композиции «Серенада лунного света». Фото: Екатерина Щербакова, «Вечерняя Москва»

— Музыкой нужно дышать, это очень важно, только тогда что-то получится. Ты должен петь так, чтобы музыка тебе аккомпанировала. Не ты идешь за ней, а она за тобой, — сказал о музыке певец и дипломант джазовых фестивалей Алексей Хомяков.

Также он подчеркнул, что мнение об элитарности джаза очень ошибочное. Алексей Хомяков считает, что понимание музыки слушателем напрямую зависит от того, кто и как ее играет. Если у артиста у самого есть мурашки от собственного исполнения, зритель обязательно это прочувствует. Джаз нужно играть, как в последний раз, уверен музыкант.

Это направление всегда считалось музыкой ощущений и эмоций. Во многом это связано с корнями жанра. В России артисты также стараются сохранить это, но у отечественного слушателя понимание джаза заметно отличается от зарубежного. И дело тут вовсе не в отсутствии образования. За рубежом в школах ребята на уроках музыки учатся играть на разных инструментах, в России же делают уклон на изучение литературы. Это не хорошо и не плохо, а лишь говорит о других приоритетах. Музыканты, которые с детства «прикасаются» к разным инструментам учатся «чувствовать» их, слышать, анализировать, именно поэтому джаз за рубежом более развит и понятен для слушателя.

Саксофонист Тимур Некрасов. Фото: Екатерина Щербакова, «Вечерняя Москва»

— Начнем с того, что джаз в принципе не массовое направление. Во всем мире его слушает примерно один процент людей. Нельзя также и сказать, что в России он как-то слабо развит. У нас просто чуть меньше направлений, но я думаю это дело времени. Опять же, в Москве и Санкт-Петербурге проводят большие джазовые фестивали, этих площадок у нас достаточно. Энергетика выступлений в России тоже на высоком уровне. Но многое зависит и от темперамента самого исполнителя. Музыка — это очень интимный процесс, все идет из души, — рассказал Тимур Некрасов, музыкант, саксофонист, яркий представитель современной джазовой сцены, лауреат Всероссийского конкурса молодых джазовых исполнителей.

По характеру отечественный джаз немного отличается от того, что делают за рубежом. Конечно, как и в любом другом направлении есть представители традиционных звучаний, а есть самобытные музыканты, которые делают «свой» звук. Например, в Санкт-Петербурге и в Москве можно услышать разное «прочтение» джаза, каждый город отражает свое настроение и эмоцию, считает Тимур Некрасов.

От классики к джазу

Виртуозная игра на клавишных инструментах стала одной из отличительных черт джазовых выступлений. Фото: Екатерина Щербакова, «Вечерняя Москва»

Большинство музыкантов уверены, что до джаза нужно «дорасти». Кто-то с годами приходит в этот жанр, а кто-то пытается освоить его уже с раннего возраста. Для необходимого уровня мастерства музыканты много тренируются, репетуют. У каждого свой путь познания.

— Я пришел в джаз неожиданно, как и многие мои коллеги. За 52 года музыкального стажа я попробовал много разных направлений, даже был период рока. И как-то на одном из выступлений меня заметил выдающийся трубач Виктор Баранов. Он и пригласил меня в первый мой джазовый коллектив «Патефон». Мы играли около 50 ударных «вещей». Помню, как мы много занимались, готовились к всевозможным конкурсам, сидели репетировали до поздней ночи. Джаз невозможно играть плохо, либо ты делаешь это хорошо, либо еще лучше, — вспоминает Алексей Хомяков.

Иван Тарасенко (слева) совместно с Тимуром Некрасовым (справа) исполняют комозицию Four (Четыре). Фото: Екатерина Щербакова, «Вечерняя Москва»

Кто-то, напротив, строит свою музыкальную карьеру в джазе с ранних лет. Отличительный чертой студентов джазовых академий является именно их классическая база.

— Почти 8 лет я был классическим музыкантом. На момент поступления уже в высшее учебное заведение решил пойти именно в Академию джаза. Там было два направления: академическое и джаз. Для своего будущего я, конечно, выбрал последнее. Джаз, по моему мнению, гораздо востребованее и популярнее, чем классика, — рассказал трубач, студент 2 курса Академии джаза Иван Тарасенко.

У многих любовь и трепетное отношение к музыке появляется после какого-то яркого опыта или знакомства с человеком, который владеет каким-то инструментов. Так случилось и со студенткой 1 курса Академии джаза, саксофонисткой Дарьей Гимаметдиновой.

— Мне всегда нравилось слушать джаз, но я была классической саксофонисткой. Все изменилось с появлением в моей жизни нового преподавателя. Мы поговорили и он порекомендовал мне уйти в джаз. Не могу сказать, что я как-то противилась этому. Это крутая музыка, которая меня наполняет.

Будущее джаза в России

Нельзя отрицать, что для России это направление достаточно новое. В 2022 году отечественному джазу исполнилось 100 лет. Он только набирает свои «обороты», проходит этапы трансформации и «эволюции». Музыканты уверены, что в будущем этот жанр станет более массовым и востребованным.

— Музыка — это язык, на котором нужно учиться разговаривать. Нужно уметь анализировать, слушать свои эмоции, ощущения. Джаз это об эмоциональности. Артисты учатся взаимодействовать с аудиторией, привносят что-то новое в свои программы. Музыканты с опытом уже сами по себе источают эти тонкие вибрации, которые чувствуют слушатели, позже они возвращаются за этой эмоцией, становятся «зависимыми». Я прошел уже большой джазовый путь и даже на себе это все испытал. Стоя на одной сцене с Дик Пирсом (английский джазовый трубач и флюгельгорнист) я проникся его философией спокойствия, чувствовал, как у меня «разрывается» сердце от красоты его игры. Уверен, что тоже самое тогда ощутили и зрители, — вспоминает Тимур Некрасов.

Дарья Гимаметдинова выступила на сцене с композицией I remember you (Я тебя помню). Фото: Екатерина Щербакова, «Вечерняя Москва»

За счет «эластичности» самого направления слушатель может выбрать то, что ему больше по душе. Любители электронной музыки могут попробовать джазкор, тем, кому по душе ритм подойдет бипоп, а для ценителей спокойного звучания существует кул-джаз.

— Джаз очень многогранен. А что самое удивительное, если так задуматься и присмотреться, отражение джаза есть почти во всей музыке. То есть порой человек сам не замечает, что слушает его. Именно поэтому направление живет и трансформируется. Очень много школ и академий сейчас занимаются подготовкой джазовых артистов, которые потом блистают на мировой арене, — считает Дарья Гимаметдинова.

В современном мире для того, чтобы прикоснуться к новому искусству не нужно даже выходить из дома. Благодаря гаджетам услышать, увидеть, прочувствовать музыку может любой пользователь. Статистика разных стрименговых сервисов показывает рост популярности джаза. Пользователи все чаще выбирают ритмичные или наоборот спокойные композиции.

Художественный руководитель Дворца культуры Щербинки Лариса Дьячкова. Фото: личный архив

— В Щербинке не так много джазовых музыкантов. Мне захотелось, чтобы жители нашего городского округа смогли познакомиться с ними, услышать их творчество. У нас много стандартных направлений, концертов, которые есть в любом ДК. Джаз — это что-то новое и неизведанное, но не менее прекрасное. Это очень своебразная музыка, ее не все могут понять, но она должна быть доступной для слушателя. Такие фестивали помогают открыть для себя что-то новое,  — рассказала художественный руководитель Дворца культуры Щербинки Лариса Дьячкова.

В городском округе это был второй фестиваль «Джаз-весна». В будущем Лариса Дьячкова надеется и дальше проводить для жителей и гостей Щербинки концерты подобного масштаба.

Музыка ритма, чувств и эмоций звучит в каждом человеке. Порой ее нужно только услышать, и дать ей свободу. Джаз — отличный проводник в мир познания себя, и хоть направление трансформируется и только набирает свои обороты в России, мы и сейчас можем окунуться в этот самобытный музыкальный океан.