Музей под открытым небом
В этом месте нет ни магазинов, ни привычных кафе. И сотовая связь здесь тоже кажется лишней. Посреди огромного поля, среди деревянных храмов, пасутся коровы и лошади. А с летней кухни доносится запах плова. Александр Петрович Кугай вместе с семьей оказались здесь около тридцати лет. Построили дом, завели хозяйство и даже возвели несколько деревянных храмов с часовней и кельями. Теперь сюда приезжают чуть ли не со всего мира. В диковинку сейчас жизнь простых крестьян.
Главу семьи, Александра Петровича Кугая, можно встретить на входе в урочище. И первая мысль, которая приходит, а можно ли вообще погулять здесь. Кажется, что никакие посетители не должны нарушать покой этого места.
Но, как оказалось, гости сюда приходят постоянно. Можно гулять, заходить в храмы, подняться на звонницу, покормить лошадей или покататься на них, если умеешь. Более тридцати лет назад кооператив «КОШ» (Крестьянская оратайская школа) посреди густого леса начал восстанавливать бывшую здесь когда-то деревню Введенское-Борисовка и организовал крестьянское хозяйство.
— В середине 80-х деревня сама меня позвала, — рассказывает председатель кооператива Александр Петрович Кугай. И он решил найти место, где бы мог остановиться.
— Я поехал по Калужскому шоссе, сошел на Пахре, дошел до села Былово, от него — в деревню Поляны. Там встретил дедушку с фамилией Определеннов. Он и рассказал: если идти по речке Жилетовке, попадешь на биостанцию, что на месте хутора Малинки, а дальше за ним была деревня Борисовка. И я пошел потаенной тропинкой, пока передо мной не открылось это место — три реликтовые древние сосны на широкой поляне над прудом. Существуют же силы духовые. Я ощутил их присутствие здесь, — вспоминает он.
Александр Петрович человек верующий. И то, почему деревня его позвала, объясняет просто.
— В первой главе Священного Писания человеку заповедано возделывать и хранить землю, — говорит Александр Петрович. — Вот мы и развернули пасеку, возвели в традициях древнерусского деревянного зодчества храм в честь явления иконы Божией Матери. Построили домик, второй (зимний) храм, звонницу, часовню, трапезную, кельи, завели коров, лошадей, выращивали медоносы, зерновые культуры, возделывали огороды, — продолжает он. И, смотря на урочище, невольно с мужчиной соглашаешься. Хорошо же тут. А значит, в чем-то он прав, даже если и не брать в расчет Священное Писание.
По плану — лечебный сон
После той самой первой поездки в деревню кооператив «КОШ» взял в аренду угодья и пасеку. Мед сдавали в местный госплемзавод, которого сейчас нет. Но пасека здесь осталась до сих пор. Сейчас на ней стало 100 ульев. А мед, который сейчас получают, передают на благотворительность — детям. Крестьянский быт — он ведь и про помощь тоже.
— Хорошо бы сделать здесь сон на ульях. Он считается для человека полезным. Ульи закрывают сеткой (чтобы пчелы человека не жалили), на них кладут лежанку, и человек так на них и отдыхает, — говорит Александр Петрович.
Оздоравливается он так называемым пчелиным биополем, вибрациями, гулом, воздухом. Но пока этого нет, многие не просто приходят сюда погулять, но и чем-нибудь помочь. Баня, колодец, молниезащита для построек — со всем этим здесь помогли обычные люди . Нашлись даже те, кто подарил хозяйству трактор ДТ-75.
Непростое место
В 2000 году Александр Петрович с сыновьями решили восстановить в урочище часовню, которая была здесь еще с незапамятных времен, а в XIX веке ее заменили на каменную. И те легенды, которые с ней связаны, больше похожи на сказку. Но все это быль, считает Александр Петрович. И показывает, где все действие происходило. Для семьи эти места — святые.
Чуть в стороне от деревянных строений растет сдвоенная реликтовая сосна. А раньше рядом с ней было еще две, на одной из которых (по рассказам) людям уже в XX веке являлась икона Пресвятой Богородицы. После того как в советское время часовню разорили, люди снимали икону с сосны и возвращали в часовню, но она вновь почему-то оказывалась на дереве.
— А после Великой Отечественной войны здесь жила Мария Ивановна Никитина, с которой мы успели познакомиться. И ей тоже икона являлась, — продолжает Александр Петрович.
В Борисовке после войны стоял барак, жители которого у тех самых сосен сделали погреба. И как-то зимой знакомая спустилась туда за картошкой, а когда вышла и случайно бросила взгляд на сосну, увидела светящийся лик, который смотрел на нее с иконы.
— Утром туда пошел муж, но иконы не увидел, — говорит Александр Петрович. — Придумывать женщине незачем было. Насколько я знаю, она не была особенно воцерковленной.
Но на том самом месте часовню восстановить не получилось. Пришлось бы тронуть те самые сосны, около которых все происходило. Поэтому чуть дальше в урочище решили построить церковь.
Новомосковские Кижи
Семья поступила по всем правилам. Взяла благословение, нашла архитекторов и даже сделала проект. И вот тут началась череда случайностей, благодаря которым урочище музеем под открытом небом и стало.
Петр случайно познакомился с Еленой Ополовниковой, захотев купить ее книгу. Женщина, узнав, что семья хочет построить бревенчатый храм, попросила показать проект и внесла в него существенные правки. И благодаря ей церковь появилась такой, какая есть сейчас. А ведь ее отец когда-то сохранял древнерусские деревянные памятники и создал известный во всем мире музей-заповедник «Кижи».
А чуть позже Петр опять же случайно заглянул в книжную лавку и разговорился с мужчиной, который интересовался книгами по древнерусскому деревянному зодчеству. Оказалось, что это был известный российский архитектор Александр Бодэ. И он помог спроектировать все оставшиеся в урочище постройки. Так и получилось, что они дело рук известных мастеров. Тот самый храм освятили в честь Казанской иконы Божией Матери. Думали, что именно эта икона являлась людям. Но позже нашлись документы, что первая явленная икона была совсем другой и называлась «Введение во храм Пресвятой Богородицы» (поэтому урочище Введенским-Борисовкой и называется).
Что интересно, иконы в храме мироточат, то есть будто бы плачут. Этот феномен ученые до сих пор объяснить не могут. Говорят, что так из икон выходит маслянистая влага. Но что удивительно, в этом храме иконы написаны не маслом, а напечатаны на пленке. И откуда в таком случае на них берутся капли, непонятно.
Кстати, молниезащиты для храмов, иконостас, рушник, престол, церковная утварь для алтаря и другое — тоже пожертвования. А фотофайлы для иконостаса предоставил Михаил Абрамов, основатель Музея русской иконы.
Как Павел урочище спас
— Но на все святые места какие-нибудь злые силы покушаются, — говорит Петр. Кугаи уже знатно натерпелись. Землю, которую они арендуют, все время пытается кто-нибудь застроить. Как-то даже судилась семья по поводу урочища. И уже почти что проиграла суд.
Две инстанции были не в пользу семьи. И третья, которая только проверяет верность представленных доводов, вдруг все отменила и отправила дело на новое рассмотрение с предписанием провести земельную экспертизу.
— И в том году мы поехали в Санкт-Петербург помолиться императору Павлу, — рассказывает Петр. — И когда нужна была экспертиза, я нашел организацию, в которой нашим инженером земельного кадастра оказался Павел. Он устроился на работу в тот самый день, когда мы были в Петербурге.
И проработал мужчина ровно год, пока продолжалось судебное дело, которое благодаря его экспертизе и выиграли.
Диковинка для иностранцев
Так что в чудеса или высшие силы, называйте как хотите, здесь верят. И место это действительно своей историей, так или иначе, заставляет задуматься: иногда во всем виноват самый настоящий случай. А вот почему он подворачивается, да еще так часто, каждый объясняет как может. Прогулявшись со мной по урочищу, Александр Петрович с сыновьями на прощание угощают тем самым пловом, что готовился на печке, и кислым квасом. Говорят, что те, кто здесь однажды побывал, всегда сюда возвращаются. И мы исключением не станем.
Для полноты крестьянской жизни семьи Кугай здесь не хватает разве что девушки с коромыслом, которая идет с колодца. Ну и возможности не выезжать в город, чтобы не сталкиваться с такими понятиями, как шум, гам, пробки, магазины. Возможно, со временем здесь будут водить экскурсии. Здесь есть о чем рассказать.
Сюда, к слову, даже приезжали иностранцы. Заглядывали из Европы и Америки. Приезжают и жители столицы, и из ближайших регионов. А узнают об этом месте с помощью сарафанного радио. Ну и интернет все знает, правда тропинку до урочища Введенское-Борисовка все равно не показывает.
Справка:
Кижи — архитектурный ансамбль в составе Государственного историко-архитектурного музея «Кижи», расположенного на острове Кижи Онежского озера, состоящий из двух церквей и колокольни XVIII–XIX веков. Здесь можно найти только деревянные постройки. Одна из легенд гласит, что церковь Преображения Господня построена без гвоздей и одним топором плотником Нестором. Тот самый топор находится в Онежском озере. Нестор специально выбросил его туда, чтобы больше никто не смог построить такой же величественный храм.
Урочище — это народное название какой-нибудь местности, о котором договорились люди. Самого урочища Введенское-Борисовка на карте столицы не существует. И то, что оно так называется, это пожелание людей.