Музей, который построил Лялько
«НО» продолжают рубрику, в которой рассказывают о местах в Новой Москве, которые названы в честь известных исторических личностей. На этот раз речь пойдет о Михаиле Лялько — основателе Троицкого музея.
Семейная легенда
— А что дальше? — подумал Михаил Николаевич Лялько, сидя у окна в своей квартире.
Большую часть своей жизни он проработал директором в троицкой школе. А теперь вынужден был уйти на пенсию, уступив место другим. Пора! Без школы Лялько себя не представлял. Уроки, перемены. Его, созданный в школе, театр. Прекрасный хор. Ученики, которые не забывали своего наставника. Лялько жил этим не один десяток лет.
...О том, что ему суждено работать с детьми, говорило абсолютно все. Даже его фамилия. В семье ходила легенда, что пошла она якобы от запорожского казака, который однажды подобрал ребенка от убитой матери и, пока ехал с ним, стал нянчиться с малышом. От чего получил прозвище Лялька.
Михаил Николаевич, словно тот запорожский казак, так и нянчился со своими учениками. Да так часто, что его маленькие дочки говорили:
— Ты будто их больше любишь, чем нас! Лялько же только улыбался, услышав это.
Запретная тема
При всей своей открытости Лялько оставался человеком непростым. Например, терпеть не мог лени и разгильдяйства. И в молодости, увидев, что его средняя дочка Изида не хочет что-то делать, мог
ненароком довести ее до слез. Правда, такое бывало редко.
При всех своих положительных качествах он был весьма суров. Дочери не раз отмечали, что таким папа стал после войны, о которой вообще не любил говорить. Хотя иногда мог обмолвиться одной-двумя историями, когда девочки просили рассказать что-то.
— Как-то мы оказались в лесу с пленным немцем, — рассказывал он дочерям. — Что с ним делать? Он же тоже человек. Посадили его рядом к костру погреться. Налили воды, в котелок каши положили. А потом не успели понять, как один из наших подошел к нему сзади и ударил обухом топора по голове...
— Зачем же! — перепугалась Изида. — Вот и мы стали спрашивать, зачем он так. А сослуживец говорит: «Вот ваши родные живы, а моих всех повесили! Вы его еще кормите, поите», — вспоминал Михаил Николаевич. — Вот, девчонки, а теперь кто прав, а кто виноват? Можем ли мы судить?... Это — война. Страшная вещь.
После этого, как правило, все разговоры о войне заканчивались. Хотя скорее они больше напоминали своеобразные уроки. Но даже после них Михаил Николаевич еще долго не мог прийти в себя. Картины войны всплывали одна за одной.
Необычная коряга
Лялько не любил сидеть без дела хотя бы и потому, что сразу начинал вспоминать о войне.
— Надо пойти прогуляться, — подумал он и вышел на улицу.
Придя в лес, он долго бродил среди деревьев, слушал пение птиц и не переставал думать о том, что будет дальше.
— Посвятить остаток жизни путешествиям? Можно, — думал Лялько, который не упускал возможности побывать в других городах. — Но между поездками все равно придется сидеть без дела... А может... Увидев необычную корягу, Лялько вспомнил, как однажды вылепил из глины своим маленьким дочкам причудливых человечков, которые очень понравились девчонкам. И решил: а что будет, если немножко преобразить деревяшку. Михаил Николаевич пришел домой, достал из шкафа инструменты и принялся обрабатывать корягу. Два часа работы пролетели незаметно, и перед ним уже была скульптура небольшого человечка. — Необычно, — подумал он.
Вскоре деревянные скульптуры начали появляться одна за одной. Вот только что с ними делать? И так
ли они хороши на самом деле. Михаил Николаевич пришел в Дом ученых, нашел художника Александра Назарова. И скромно представился. Хотя это было вовсе без надобности. Бывшего директора троицкой школы в районе знали практически все.
— Я делаю скульптуры из дерева, — начал Лялько. — Не могли бы вы, как художник, оценить их?
Назаров с радостью откликнулся на эту просьбу и через некоторое время оказался в гостях у Михаила Николаевича, который заранее подготовил все свои работы.
— Это очень хорошо, — сказал художник, ни разу не польстив директору.
Скульптуры и правда были выполнены искусно: Лялько удавалось внести в них что-то свое и при всем этом сохранить природную красоту дерева.
Поэтому услышав от Назарова одобрение, Михаил Николаевич решил: есть смысл заниматься этим дальше.
Для детей и взрослых
С годами деревянных фигурок стало еще больше.
— Сдать в музей? — думал Михаил Николаевич, рассматривая их. — В какой? А может быть... создать свой?
Действительно, в городе не было своего краеведческого музея. Так, может быть, пора его организовать?
Рассказав об этом своему знакомому, Владиславу Сокалову, служившему на флоте, он получил не только поддержку, но и предложение сделать экспозицию еще и на морскую тематику. У Сокалова скопилась большая коллекция морских диковинок, которой уж точно не было ни у кого в Советском Союзе! Все получилось так быстро, что Михаил Лялько не успевал поверить в
происходящее: под музей выделили сначала одно небольшое помещение, потом другое.
Сюда начали приходить дети, взрослые. Лялько уже задумывался о том, чтобы начать проводить большие экскурсии. Вот только разнообразия в экспонатах не хватало.
Думая, о чем было бы интересно рассказать маленьким посетителям, он договорился с местными художниками, чтобы те помогли сделать диораму о природе Подмосковья (она, к сожалению, до наших дней не сохранилась. В музее произошел пожар). Так, часть музея вдруг превратилась в самый настоящий лес! Звери были сделаны из дерева и даже двигались за счет электромоторчиков, что приводило детей в восторг. Михаил Николаевич проводил экскурсии и все свободное время находился в музее. То ребята придут, попросят показать, как правильно работать с деревом. То сам начнет делать какую-нибудь скульптурку. Со временем около его музея даже появились большие деревянные скульптуры животных. Больше стало и экспозиций. Например, еще одна была посвящена воевавшим землякам.
Музей стал весьма популярным местом. Он в какой-то степени заменил Лялько школу. И тот был абсолютно счастлив, проработав в нем до конца своей жизни. ...Со временем Троицкий музей перенесли на улицу Нагорную. В небольшом помещении меняются экспозиции на разные исторические темы. Но одно лишь остается неизменным: при входе посетителей встречает портрет Михаила Николаевича, а под ним, в стеклянной витрине, его деревянные скульптуры.
ФАКТ
Портрет Лялько, который висит в Троицком музее, был сделан художником Александром Назаровым. Увидев свое изображение, Михаил Николаевич пошутил: «Ты знаешь, Саша, я всегда считал себя очень симпатичным парнем, а ты изобразил такого противного типа». Однако этот потрет Лялько всегда бережно хранил.