Суббота, 21 декабря 2024, 08:06
Переменная Облачность 1°

Опросы

День энергетика ежегодно празднуется 22 декабря. Знаете ли Вы, какое количество трансформаторных подстанций было модернизировано или построено в ТиНАО за 12 лет?

Загрузка ... Загрузка ...
Цитата дня
—  Специалисты комитета выдали необходимую разрешительную документацию на ввод трех домов в составе жилого комплекса в районе Щербинка, теперь застройщик может начинать процесс передачи ключей собственникам квартир. Общая площадь каждой новостройки составляет 45,8 тыс. кв. м, суммарно в них расположено 679 квартир различных планировок.
— Специалисты комитета выдали необходимую разрешительную документацию на ввод трех домов в составе жилого комплекса в районе Щербинка, теперь застройщик может начинать процесс передачи ключей собственникам квартир. Общая площадь каждой новостройки составляет 45,8 тыс. кв. м, суммарно в них расположено 679 квартир различных планировок.
Председатель Мосгосстройнадзора Антон Слободчиков.
Кадр из фильма: Оля Урбенина (Галина Беляева) и Сергей Камышев (Олег Янковский)

Мой ласковый и нежный фильм

Кадр из фильма: Оля Урбенина (Галина Беляева) и Сергей Камышев (Олег Янковский)
Кадр из фильма: Оля Урбенина (Галина Беляева) и Сергей Камышев (Олег Янковский)

Сорок лет назад, в сентябре 1978 года, на экраны вышел фильм Эмиля Лотяну «Мой ласковый и нежный зверь». Натурные съемки проходили в усадьбе Валуево в нынешнем Филимонковском поселении ТиНАО.

Старожилы поселка Валуево любят рассказывать истории о съемках. «НО» сопоставили их воспоминания со свидетельствами актеров и членов киногруппы. Получилась любопытная картина.

«Прелестный замкнутый мир»

Натуру для фильма по чеховской «Драме на охоте» стали искать весной 1977 года. На роль «поместья графа Карнеева» требовалась усадьба не далее чем в 30 километрах от столицы, чтобы можно было мотаться туда каждый день из Москвы.

— Валуево было третьим по счету вариантом, — рассказывает художник фильма Борис Бланк, заслуженный художник РСФСР. — Приехав туда, я прокрутил в голове весь сценарий и понял, что тут можно снимать 80 процентов натуры. Прелестный замкнутый мир. Близость города совсем не чувствуется, ландшафт холмистый, все окутано зеленью, окружено рекой. Есть и каскады, и озерцо, и грот. Редко когда удается найти такой райский вид.

Фото Янковского, сделанное во время съемок. Фото из архива Алексея Захаринского
Фото Янковского, сделанное во время съемок. Фото из архива Алексея Захаринского

Усадьба, служившая санаторием, выглядела слегка обшарпанной, но это было кинематографистам даже на руку: ведь у Чехова пьяница-граф совсем не заботился о некогда богатом родовом поместье. Чтобы усилить впечатление «былой роскоши», напротив колоннады выстроили парадный въезд — с аркой, украшенной фигурами львов. Привезли с «Мосфильма» и расставили в парке скульптуры в античном стиле, а некоторые воткнули и в озере в нескольких шагах от берега. То ли водоем разлился и затопило их, то ли граф Карнеев и его кутилы-дружки когда-то давно уволокли мраморных нимф купаться за компанию — поди разбери! В том же озере установили «остров» на сваях, чтобы на нем в одной из сцен разместился цыганский оркестр.

— Натура была пластична и легко поддавалась доделкам, — говорит Борис Бланк. — Я бы назвал условия, в которых мы работали, очень ласковыми. И нежными, если хотите.

Цыгане у костра

Эскиз Бориса Бланка к фильму. Фото из архива Бориса Бланка
Эскиз Бориса Бланка к фильму. Фото из архива Бориса Бланка

Съемки начались в июле 1977 года и Борису Бланку ничем особым не запомнились. Все потому, что проходили гладко. А вот для жительницы поселка Валуево Лидии Мониной (сегодня ей 78 лет, до пенсии она работала почтальоном) приезд кинематографистов стал заметным событием. Лидия Алексеевна утверждает, что многие участники группы отдыхали у нее в доме — он неподалеку от санатория.

— Здесь ночевали и режиссер Лотяну, и Олег Янковский, — рассказывает Лидия Монина. — Я актерам стелила на своей постели, а то и на полу. Тогда мебели тут не было, жили просто. Цыгане из оркестра забегали обсушиться, когда снимали сцену на озере. Я их не кормила — у них были свои пайки, а вот самовар ставила. И молоком угощала, у нас корова была. А они моего мужа коньяком поили. А потом разрешили приходить в их цыганский театр («Ромэн». — «НО») без билетов, и сколько же я там спектаклей пересмотрела просто так!

Борис Бланк удивился, услышав от нас про гостеприимного почтальона Монину. Ему кажется, что никто из группы в Валуеве не ночевал: всех утром привозили на автобусе из Москвы, а вечером увозили. У Лотяну и Янковского уже не спросишь. Многих участников цыганского оркестра тоже нет в живых. Кое-что удалось узнать у заслуженного артиста РФ Николая Лекарева. Сегодня он режиссер-постановщик театра «Ромэн», а в 1977 году был 20-летним солистом ансамбля «Цыганские напевы».

— Да, мы оставались на ночь в Валуеве, потому что наши эпизоды снимались ранним утром, — подтвердил Николай Григорьевич. — Может, некоторые актрисы и ночевали в поселке, не знаю. Но я, пока подгоняли свет и устанавливали технику, коротал время у костра! Молодой был, атмосфера прекрасная, гитара в руках, рядом Янковский, Кирилл Лавров… Ночи были теплые, так что и горячительного почти не требовалось…

Николай Лекарев вспоминает, что местные жители во время этих перерывов охотно подсаживались к актерам, приносили пироги и самогон. Однажды цыганские артисты запекли принесенную курицу по национальному рецепту: обмазали глиной и сунули в костер. Никаких предрассудков у местных не наблюдалось. Любимый вопрос был: «А все ли цыгане умеют гадать?»

В роли актера

Николай Лекарев припомнил и другие подробности съемок, оставшиеся за кадром. В одной из сцен цыгане распевают на островке среди озера, а к ним на лодке подплывает граф (Кирилл Лавров). Одна певица оступилась и соскользнула в воду. А камера при этом была не выключена.

 Пенсионерка Лидия Монина рассказывает, что некоторые члены съемочной группы отдыхали в ее доме. Фото: Виктор Хабаров
Пенсионерка Лидия Монина рассказывает, что некоторые члены съемочной группы отдыхали в ее доме. Фото: Виктор Хабаров

«Эх, знала бы, что камера работает, упала бы красиво!», — пошутила женщина. В фильме этого эпизода нет. Во время того же кутежа Камышев (Янковский) увлекает в озеро певицу Тину. Светлана Тома, игравшая цыганку, устала мерзнуть и раз за разом сушить платье. Пришлось другой черноволосой женщине подменить ее. Видимо, этот дубль и вошел в картину, потому что Тина в этой сцене старательно отворачивает лицо от камеры.

Кстати, о дублерах. В поселке рассказывают, что электрик из санатория Владимир Цурко однажды подменял Янковского. В ноябре 2012 года одна газета в статье о Валуеве привела слова местного жителя: «Актер куда-то уехал, а Вовку нарядили в камзол — по комплекции и росту он был похож на Янковского — и снимали со спины».

— Этого не могло быть, на студии на такой случай достаточно статистов, — отметает эту версию Борис Бланк. — Местные жители могли сняться разве что в роли графских рабочих, которые грузили на телегу скарб уезжавшего Урбенина.

Престижная танцплощадка

О том, какую память оставила съемочная группа у руководства усадьбы, сведения тоже разнятся. Блогер Вадим Разумов, автор проектов «Летопись русской усадьбы» и «Усадебный экспресс», 23 декабря 2017 года привел в своем «Живом журнале» любопытную цитату из документа, найденного в архиве «Мосфильма» (без ссылки на источник). В 1978 году Александр Панкратов-Черный хотел снимать в санатории фильм «Взрослый сын», но начальник управления базы отдыха «Валуево» Ф. Кузнецов был вынужден отказать ему: «Потому что работавшая у нас в прошлом году группа «Мой ласковый...» нанесла дому отдыха громадные убытки: осталась неразобранная декорация, испорчены колонны центрального здания, не убран кустарник на съемочной площадке, посаженный группой, на острове озера не убрана декорация, попорчены зеленые насаждения».

Борис Бланк был удивлен, узнав от нас про этот отзыв. Насколько он помнил, группа после съемок забрала декорации, оставив только входную арку со львами.

— Нам рассказали, что комиссия по охране памятников архитектуры включила ее в реестр достопримечательностей усадьбы, — сообщил Борис Лейбович. — Она выглядела очень натурально, хотя и была сделана из гипса и фанеры.

Ну а сегодня руководство санатория, наверное, молится за Эмиля Лотяну и его съемочную группу. Помещения усадьбы сдают под свадебные пиршества, и черно-белые пары кружатся во дворе под вальс Евгения Доги. Мало у какого банкетного зала есть такая бесплатная — и красивая — реклама...

ЛЮБОПЫТНО:

Николай Лекарев вспоминал, что Кирилл Лавров, игравший графа Карнеева, увидел у него фамильную массивную печатку с Георгием Победоносцем. Он одолжил ее для сцены, в которой граф подплывает на лодке к цыганам, стоящим на островке. Во время одного из дублей печатка слетела с пальца (к счастью, ее потом нашли в кустах). В фильме в одном из кадров на мизинце правой руки графа поблескивает кольцо, а в остальных кадрах пальцы у него голые.

СПРАВКА:

В некоторых кадрах фильма увековечены достопримечательности усадьбы, не сохранившиеся до наших дней. В сцене, где Камышев тянет Тину в озеро, на заднем плане видно здание водокачки. «Это место почему-то всегда называлось Лунино, — написал 27 июля 2017 года пользователь Сергей Анатольевич на форуме moskraeved.ru. — По одним данным, водокачка качала воду в каскадные пруды, откуда водонапорная башня ее забирала.На развалинах Лунина мы мальчишками играли в войнушку». Водокачку разрушили в 1980-е годы, ее фотографий не осталось.

Новости партнеров