Мода на старое
Советские автомобили всегда были редкостью и роскошью. В прежние времена, потому что их было мало и на всех не хватало, а сегодня... потому что их стало еще меньше. Так что выставка советских «Москвичей» в Троицке вызвала небывалый интерес.
Выставка старичков-«Москвичей» 5 и 6 сентября радовала гостей всех возрастов. Но далеко не все знают, что сам «Москвич» получил свое название в честь 800-й годовщины города.
Первый «Москвич-400» выпустили в 1946 году, хотя руководство СССР еще в начале 1940-х задумывалось о том, чтобы создать отечественный автомобиль. Был разработан двухдверный автомобиль КИМ-10, но он не понравился Сталину. После войны машину усовершенствовали и показали главе государства уже в четырехдверном виде. А для альтернативы взяли еще немецкий «Опель». Вождю понравился «немец», производство которого он и приказал запустить. И это было сложно. Большая часть оригинальной документации в годы войны оказалась утеряна, поэтому разработчикам пришлось прибегнуть к помощи немецких коллег.
Со временем разные модели «Москвичей» начали появляться один за другим, правда, внешне практически не отличались друг от друга. Конечно, это не совсем устраивало автовладельцев, которые смотрели на разноплановые западные модели машин. Но, не имея большого выбора, все равно выстраивались за ними в очередь. Каждый автовладелец становился профессиональным ремонтником: в автосервис было не попасть. Поэтому по выходным столичные дворы становились настоящими автомастерскими.
Авторомантика
— Я всю жизнь с машинами, — рассказывает один из владельцев «Москвичей» Евгений Магаков. — Как раз вырос в то время, когда машины чинили каждый выходной. Автолюбители выходили и начинали что-нибудь крутить, вертеть... И я подходил. Сначала мешал. А потом начал помогать: кому-нибудь ключ подержишь, что-нибудь подашь.
В конце 1990-х Евгений ушел работать в автосервис. Дорос до начальника автоцеха и понял: неинтересно. Нет той «машинной» романтики, что когда-то была в его детстве. Рутина, да и все. И он задумался о том, чтобы начать собирать те самые ретроавтомобили. Все получилось случайно. И началось не с «Москвича».
— Жена говорит: «Давай купим «кругленькую» (машину)». Я купил «Победу». Съездил даже на ней в Монако на тематический автопробег, — говорит Евгений.
И теперь в его большом гараже десять ретроавтомобилей. И многие из них — «актеры» кино.
— Я и сам принимаю участие в съемках, потому что не доверяю посторонним управлять такой машиной. Как-то снимали фильм «Охота на дьявола», и приходит актер, открывает дверь и видит, что в машине три педали (газ, тормоз и сцепление). Начинает спрашивать: «Зачем третья?» Тут мне все сразу стало понятно, — рассказывает Евгений. —
Актер уже давно ездил только на «автомате». И сажать его за руль — бессмысленно. Поэтому, если в кадре герой едет и снимается общий план, за рулем машины оказываюсь я. А уже на крупных планах — сам актер. В таких случаях нужно только делать вид, что ты управляешь автомобилем.
Приобрести невозможно
Одна из самых редких машин на выставке, несмотря на то, что сделана она была позже всех остальных, «Москвич-2142 Дуэт-2».
— Она вообще экспериментальная. И «света» так и не увидела. Завод хотел сделать суперавтомобиль для чиновников. Поэтому для начала таких машин выпустили 15 штук. Их показали на выставке, а после этого завод в конце 1990-х развалился, — рассказывает Евгений.
Найти такие машины сейчас практически невозможно. Их владельцами стали только те, кто в конце 1990-х был знаком с работниками завода, на котором ее производили. Рабочие настолько привыкли к «Москвичам», что даже и представить не могли, какой редкостью они станут уже через десять лет. А поэтому, пока завод постепенно закрывался, перепродавали автомобили знакомым. В том числе и «Дуэт».
Сложно сейчас найти и его предшественника — «Москвич-2141», который выпускали с 1986 по 1998 годы. Для своего времени он стал революционным: объемные пластиковые бамперы, просторный салон, хорошая проходимость.
Владельцами такой модели были первый президент России Борис Ельцин, певец Виктор Цой. На нем ездили Александр Абдулов, Олег Янковский, Андрей Макаревич, Жанна Агузарова и Ольга Орлова.
Штучный кабриолет
— «Москвич-420А» — кабриолет — тоже очень редкий экземпляр, — продолжает Евгений.
Этот четырехдверный кабриолимузин (выпускался с 1949 по 1952 годы) чудом сохранился до наших дней (в свое время их сделали всего около 18 000 экземпляров). Они оказались настолько кинематографичными, что режиссеры не могли не снимать их в своих фильмах. За рулем кабриолета можно увидеть Павла Кадочникова в «Большой семье», Георгия Вицина в картине «Она вас любит» и в фильме конца 1970-х «Дамы приглашают кавалеров». «Москвич» появился и в ленте «Оно», которую снимали по рассказам Салтыкова-Щедрина.
ИНТЕРЕСНО:
Изначально «Москвич-400» должны были производить с двумя дверьми, но все изменил случай, который произошел с Иосифом Сталиным. Когда он принимал первый прототип будущего «Москвича» — КИМ-10, то сел на пассажирское место рядом с водителем, предложив директору автозавода сесть в автомобиль на заднее место. Но вот незадача. Чтобы пробраться туда, вождя нужно было попросить выйти из машины. Неудобно! И Сталин, увидев замешкавшегося директора завода, вылез из машины со словами: «Сделай, чтобы людям удобно было».
В ТЕМУ:
В 2019 году житель Омска нашел «Москвич-408», который считается редким экземпляром, в гараже, который не открывали 20 лет. В советское время машину собрали для продажи за рубеж, но она почему -то задержалась в Омске, где впоследствии и оказалась запертой на два десятка лет. За столько времени в гараже она наполовину провалилась в погреб.