Много центров лучше одного
Этот пост 1 июля 2012 года занял Роман Овчаренко — человек, хорошо знакомый с архитектурными реалиями новых территорий. До расширения Москвы он был начальником отдела архитектуры и градостроительства администрации Троицка. «Новым округам» главный архитектор ТиНАО рассказал о тонкостях градостроительной политики присоединенных территорий.
— Роман Игоревич, вы ожидали приглашения на должность?
— Предложение было совершенно неожиданным. Я не предполагал, что мне придется иметь какое-то отношение не только к проектированию, но к урегулированию застройки. Это оказалось интересно — формулировать понятные правила для исполнения. Но сложно: все равно что придумывать хоккей с новыми правилами. На предыдущем месте работы все полномочия были в одних руках. Собственно вся власть находилась в одном здании, можно было все вопросы решить, не выходя из помещения. Столичное управление предлагает совершенно иной подход: каждый отвечает за определенный участок, имеет узконаправленные полномочия.
— В Подмосковье приоритет отдается жилищному строительству за счет социальных объектов. В Москве же не так?
— Собственно это и было, на мой взгляд, одной из причин объединения: необходимость взять под контроль территорию, которая является зоной непосредственного влияния Москвы. Застройщикам невыгодно было бы строить жилые кварталы в таком количестве, если бы не Москва рядом. Новые дома заселяют люди, тяготеющие к столице: они там работают, учатся, используют ее социальные объекты. Но это неправильно, когда развивает инфраструктуру один хозяин, а использует другой.
— Какие зоны ТиНАО являются наиболее проблемными?
— Сейчас хорошо заметно, что баланс между количеством жилых кварталов и объектов социального назначения выдержан плохо. Проблемные зоны — это недостаточно продуманные зоны проектирования. Речь идет не только о жилой застройке. Развитие производственной и логистической зон также сопряжено с некоторыми трудностями. В чистом поле такие комплексы расположить нельзя: нужна развитая дорожно-транспортная инфраструктура.
— Ведутся ведь не только глобальные реконструкции, но и точечные?
— Безусловно. Так, не дожидаясь глобальной реконструкции, проводятся точечные работы по улучшению существующей транспортной сети. Типичный пример — район поселка Мосрентген. Был выполнен проект планировки. Многие участки уже осваиваются, но к ним ведет узкая дорожка, которая не удовлетворяет возросшие потребности. Новый проект предусматривает реконструкцию дорожной сети: дорогу предполагается расширить. По этому вопросу было организовано одно из первых публичных слушаний в ТиНАО.
БОЛЬШАЯ РАЗНИЦА
— Какие шаги предпринимаются, чтобы сгладить различия между старой и Новой Москвой?
— Сделать Москву единым городом — такая же нерешаемая и ненужная задача, как сделать всех людей блондинами. И сама старая Москва не является монолитом. Она скорее коллекция различных замкнутых образований. Новая ее часть, достаточно рыхлая в градостроительном плане, едва ли станет такой же плотной по застройке. Нет задачи домчать жителя Воронова до Кремля за 40 минут, нужно сделать его жизнь в границах его населенного пункта эффективной и интересной. Выравнивание стандартов — об этом может идти речь, но чтобы привязать всех жителей Новой Москвы к Центру — нет. Создание полицентричной системы в Москве — наиболее подходящий вариант.
— Что нужно сделать для создания полицентрической системы в Москве?
— Прежде всего определить границы заселения, обусловленные не аппетитами застройщиков, а возможностями места. Если человек может пешком добраться до своей работы, это уже много.
— Что принесла вам самому работа в новой должности?
— Благодаря огромному количеству различий между двумя системами — Новой и старой Москвой, вряд ли когда-то я смогу пожаловаться на монотонность своего труда. Каждый день что-то новое. Многое пришлось делать впервые. И не только мне: часто это был первый опыт для всей Москвы.