Мистика игры на простой русской балалайке
Юрию Клепалову, заслуженному артисту РФ, рукоплескали Америка, Швеция, Дания, Германия, Финляндия… А его концерты в Японии заканчивались одним и тем же — зрители обступали музыканта и разглядывали его пальцы, которые заставляли балалайку звучать так, как это не мог сделать никто другой. Теперь Юрий Михайлович работает и живет в поселении Новофедоровское, а в Киевском надеется открыть собственную студию.
…Весь оркестр на мгновение, кажется, замер. А вместе с ним и 12-летний Юрий Клепалов, который в недоумении смотрел на коллег-музыкантов и не понимал, что произошло. В зал зашел мужчина, на которого уставились все музыканты.
— Он шел как святой, — вспоминает Юрий Михайлович. — Но тогда я не понимал, почему все не могут оторвать от него глаз.
Это был балалаечник, который тоже когда-то играл в этом оркестре, а теперь учился в музыкальном училище.
— Сейчас он небожитель! — сказали Клепалову.
И только когда тот заиграл, Юрий понял, почему. Звуки, которые раздавались из балалайки незнакомца, казались чемто сверхъестественным. По телу бежала дрожь. А такой завораживающей музыки он еще не слышал. Домра, на которой играл Юрий, казалось, не передавала и сотой части того.
После школы Клепалов поступил в музыкальное училище. Конечно же, по классу домры. А познакомившись с педагогом по балалайке, перевелся на другое отделение. Тот, увидев игру музыканта, сказал сразу — быть тебе балалаечником.
И как в воду глядел.
Маэстро творит с закрытыми глазами
Окончив училище, а потом консерваторию, Клепалов был направлен на работу в Тюмень, где он играл в ансамбле и преподавал в музыкальной школе. И однажды, когда Юрий заигрался на инструменте, у него в голове неожиданно родилась мелодия.
— Я никогда бы и подумать не мог, что буду писать музыку, а тут вдруг что-то появилось само собой, — говорит Юрий Михайлович.
Возможно, мелодия бы так и не вышла за границы музыкальной школы. Но ансамблю Клепалова дали путевку в Болгарию, где он, кажется, окончательно понял и поверил, что может писать завораживающие произведения.
Однажды вечером он решил прогуляться и в кафе увидел музыкантов, которые писали ноты. Подошел, разговорился. А после по просьбе иностранных коллег сходил за балалайкой и начал играть. Импровизировать.
— Я по привычке закрыл глаза. Когда играю, всегда так делаю, — говорит Клепалов. — А открыв, увидел перед собой рюмочку.
Продолжил играть, к нему подошел повар, который принес картошку с грибами по-болгарски. А через какое-то время другие посетители уже сдвигали столы поближе и пили за здоровье балалаечника.
На следующий день музыканты нашли Юрия Михайловича, на память вручили розовые духи в деревянной резной шкатулке. И сказали, что такой игры они еще никогда не слышали.
— Так я теперь еще лучше играть буду, — ответил Клепалов. И сдержал слово.
После того как он переехал в Москву, карьера Юрия Михайловича пошла в гору. Он ездил по миру, покорял зрителей своей игрой. А в 1980 году впервые побывал в Японии, которая собиралась бойкотировать Олимпиаду в СССР. Перед Клепаловым и делегацией стояла важная миссия: переубедить японцев.
— Мы ходили на теплоходе, я играл. Развлекали их как могли. Конечно же, они били себя в грудь и говорили, что поедут на Олимпиаду. Но… — говорит Юрий Михайлович. Как потом выяснилось, американцы проплатили отказ японцев от участия в соревнованиях. Единственное, что могли сделать — отправить их как обычных спортсменов, не представляющих свою страну. После этого визита Клепалов побывает в Японии еще 17 раз. И впоследствии его талант зрители будут буквально боготворить.
Очарованный странник
Молва о талантливом балалаечнике быстро распространялась по Союзу. И однажды Клепалов получил приглашение от Ирины Поплавской сняться в «Очарованном страннике».
Да, тот самый мужчина с усами и балалайкой и есть Юрий Клепалов.
— После съемок эпизода, в котором я был задействован, ко мне подходит женщина, на которую я должен был смотреть во время игры, и говорит: «Вы так на меня смотрели, я была готова идти за вами хоть на край света», — смеется Юрий Михайлович. — Тогда я подумал: вот только киношных романов мне не хватает.
Вообще, по мнению музыканта, все дело в балалайке. Есть в этом инструменте мистика, которую никто не может разгадать уже не один десяток лет.
— Как-то после концерта осталась бабушка. Старенькая совсем. Сидит и сидит. Я решил подойти и узнать, как ей концерт, — вспоминает Клепалов.
На что услышал неожиданный ответ: «Знаешь, милок, сижу здесь, и мне уходить не хочется. Мне уже 90 лет, я еще царя видела, а услышала балалайку — как будто дома побывала. С мамой, отцом, дедушкой поговорила».
Так что есть в этом инструменте нечто необъяснимое. Хотя бы то, что и Юрий Михайлович, с виду серьезный, задумчивый музыкант, беря в руки балалайку, меняется до неузнаваемости. Он на мгновение как будто становится тем 12-летним мальчиком, который впервые услышал звук балалайки и не может забыть ее до сих пор. А играет он и сейчас всегда с закрытыми глазами.
— Теперь хочу открыть собственную студию, — говорит Клепалов. — Все-таки балалайка — это как душа русского человека. Такая же широкая и неизведанная. Но то, что я знаю о ней, хочу передать.
ФАКТ
На приеме в честь инаугурации Бориса Ельцина звучала песня «Православные», музыку для которой сочинил Юрий Михайлович Клепалов на рояле, который до сих пор стоит в Культурном центре «Яковлевское». Песня очень быстро стала популярной. Ее несколько раз исполняла и Надежда Бабкина.