Между небом и Невой
В конце ноября в Музее истории района Внуково прошли съемки последних эпизодов документального фильма «Чудо на Неве», посвященного невероятному событию, которое вошло в историю авиации. В 1963 году самолет Ту-124 совершил аварийную посадку на Неву. Подробности подвига советских летчиков корреспонденты «НО» узнали у автора проекта Андрея Леонтьева.
14 секунд на спасение
Утром 21 августа 1963 года Ту-142 вылетел из аэропорта Юлемисте в Таллине. Первые неполадки обнаружились вскоре после взлета — заклинило переднюю стойку шасси, из-за чего она не смогла до конца зайти в фюзеляж самолета. Командир экипажа Виктор Мостовой доложил о проблемах диспетчеру и думал вернуться в аэропорт, но не тут-то было:
— Именно в тот день на Таллин опустился туман, и совершить обратную посадку было уже невозможно. Из-за этого диспетчер дал команду взять курс на Ленинград и посадить самолет в Пулково, — рассказывает автор документального фильма, журналист Андрей Леонтьев.
К 11 часам борт достиг Ленинграда и начал кружить над городом на малой высоте, чтобы выработать остатки топлива и избежать риска возникновения пожара. Но и на этом «приключения» Ту-142 не закончились. В полдень у самолета неожиданно отказал левый двигатель.
— Мы виним неисправность датчиков — приборы показывали, что топлива в баке более чем достаточно, чтобы дотянуть до Пулково, — объясняет Андрей.
— Вскоре ситуация ухудшилась — заглох и правый двигатель. Стрелки приборов с 200 литров горючего упали до нуля, самолет начал быстро терять высоту. Экипаж осознал, что не сможет дотянуть до аэропорта, и начал уводить самолет от жилых кварталов города. Решение о посадке на реку было принято мгновенно.
— Дело в том, что второй пилот Ту-124 Василий Чеченев пришел в гражданскую авиацию из военной, — подмечает Леонтьев. — В начале карьеры он пилотировал «Каталины» — самолеты-амфибии, специально созданные для таких приводнений. Он имел опыт похожих операций и решил действовать.
Взяв управление на себя, он под командованием Мостового успешно посадил самолет на воду около Финляндского железнодорожного моста, сохранив жизни 52 человек, находящихся в этот момент на борту. При этом с момента отказа двигателя и до посадки прошло всего 14 секунд.
Развеять заблуждения
Как признается автор фильма, идея создания проекта возникла из-за другой, похожей истории, получившей куда более широкую огласку.
— Когда в 2009 году произошла посадка американского лайнера на реку Гудзон, об этом трубили по всем телеканалам, — вспоминает журналист.
— Многие ошибочно утверждали, что раньше никто не сажал не предназначенный для приводнения реактивный самолет на воду. Я о «Чуде на Неве» знал, сколько себя помню, у меня отец в авиации работал, и меня это заблуждение возмутило.
Оказалось, действительно, о подвиге, совершенном советскими пилотами, знают немногие. Вокруг тех событий роилось множество тайн и ошибочных суждений. Андрей признается: оставить дело как есть ему не позволили ни совесть, ни врожденное любопытство журналиста.
Поэтому далее последовали 10 лет сбора информации и два года упорной работы.
— Первоначально мы хотели добиться установки памятной таблички, но, начав копать, я понял — это событие достойно быть увековечено сразу в нескольких форматах, — признается Леонтьев.
— В итоге решили создать памятный триптих — снять фильм, издать книгу и возвести на берегу реки мемориал.
Камень, который лег в основу мемориала, заложили еще два года назад, а в этом году авторы проекта уже представили итоговый макет. Более того, создателям фильма даже удалось найти списанный борт Ту-134 (внешне максимально приближенный к советскому Ту-124), из которого планируют извлечь некоторые детали для будущего мемориала. Это позволит включить элементы настоящего самолета в конструкцию памятника.
По следам истории
Информацию для создания «Чуда на Неве» собирали долго и кропотливо. Например, привлекли родственников капитана экипажа Виктора Мостового. Именно своему внуку — Максиму Терку пилот и передал подробности происшествия.
— Максим помог нам прояснить два важных факта, — рассказывает автор фильма.
— Во-первых, остановка двигателей была связана с некорректной работой датчиков. Они-то как раз указывали на остаток топлива в 1,2 тонны. Ну а во-вторых, пилоты действовали с разрешения диспетчеров, и полет над городом не был их самодеятельностью.
Для максимальной правдоподобности даже провели реконструкцию событий на тренажере с Героем России Дамиром Юсуповым в роли командира корабля. Именно он в 2019 году успешно посадил самолет на кукурузном поле. Этот уникальный опыт позволил ему оценить аварийную ситуацию и подтвердить, что события 1963 года были настоящим чудом.
— Мы постарались повторить посадку в условиях, максимально приближенных к тому дню, — объясняет Леонтьев.
— И пришли к выводу, что шанс совершить все действия правильно, да еще и за 14 секунд, крайне мал. Так что все зависело исключительно от мастерства экипажа. За годы работы над проектом Андрей лишь больше убеждался, что Мостовой и Чеченев — герои, чьи имена несправедливо были забыты историей. Ведь первое время после «успешного приводнения» события на Неве не считали чудом, а наоборот, пытались вменять пилотам как ошибку. Тут за героев вступились пассажиры авиалайнера, написавшие коллективное письмо с огромной благодарностью командиру самолета и его помощнику. Благодаря чему экипаж хотели даже представить к награде.
— Но сделать это — значило бы признать, что пилоты были ни в чем не виноваты, что это были проблемы гидравлики, неисправность датчиков и другие факторы, — подмечает Леонтьев.
— Вот мы и мечтаем, чтобы слава, хоть и посмертно, нашла героев, чтобы люди помнили о подвиге, который совершили Мостовой и Чеченев в тот день.