Место силы осталось на картине мастера
Новая Москва вдохновляет современных живописцев. Летом — изобилием красок, а зимой — тишиной и умиротворением, которые умелый мастер способен перенести на холст. Ровно пять лет назад столичный художник Ярослав Зяблов написал картину «Мостик в Переделкино», увековечив не просто красоту, увиденную однажды, а целую историю.
Ярослав Зяблов — потомственный художник. Его отец, Игорь Зяблов, писал на религиозные и мифологические темы. Мать Наталья — художница прикладного жанра. Создает куклы, кашпо и вазы. Брат Всеволод занимается реставрацией — восстанавливает полотна прошлых лет.
Родился Ярослав в Москве. В семь лет он переехал с родителями в Одессу, где и окончил художественное училище. Потом он вернулся в родную столицу и поступил в Российскую академию живописи, ваяния и зодчества.
— Я думал, где бы хотел учиться. На тот момент уже побывал и в Киеве, и в Петербурге. А потом узнал об этой академии, — вспоминает Ярослав. — Пришел по адресу и попал на просмотр студенческих работ. Атмосфера и преподаватели института настолько вдохновили меня, что я решил поступать именно сюда.
Позже, на последнем курсе, он напишет свою дипломную работу «Разлив Сетуни» — речки, берущей начало в деревне Румянцево поселения Московский. Этой работой Ярослав громко заявил о себе: профессора академии отметили не только мастерство художника, но и особую поэтичность. И сейчас, спустя годы, «Разлив Сетуни» путешествует по самым масштабным городским выставкам.
Кстати о путешествиях. Дальние дороги, как признается Ярослав Зяблов, для него имеют особый смысл — творческий, конечно.
— Везде со мной этюдник. Всегда хочется выехать туда, где нет толчеи и природа совсем не тронута, — говорит художник. Подобное место силы он нашел в Переделкине в поселении Внуковское, мимо которого много лет проезжал на поезде «Одесса — Москва».
— По пути в столицу я часто видел из окна извилистую речушку с мостиком, перекинутым через нее, — рассказывает Ярослав. — Окончательно обосновавшись в Москве, решил, что пора запечатлеть его на своем холсте.
Это место привлекало художника той самой тишиной, безлюдностью и спокойствием, которыми он так дорожит уже много лет. А детские и юношеские воспоминания лишь усилили желание оказаться именно в Переделкине.
— Здесь путь один: стараться сохранять в душе первое поразившее тебя природное впечатление, — объясняет Ярослав. — Но одного вдохновения мало. Нужен постоянный анализ. Без него удачно написать картину вряд ли получится.
Вооружившись этюдником и красками, Ярослав отправился в Переделкино и проработал там несколько часов. Красота природы перетекала на холст будто сама, по волшебству. На доработки ушел целый год, в течение которого художник еще несколько раз возвращался на то самое место из детских воспоминаний.
— Безусловно, проще работать в мастерской. Там тепло и комфортно, — рассуждает Ярослав. — Но мое вдохновение обитает на открытом воздухе. Полотна, написанные на природе, отличаются особой энергетикой.
В Переделкине родился не просто пейзаж, а картина с настоящей историей. За работой Ярослава застал местный житель, который еще в молодости сам сделал этот мостик.
— Я вообще не люблю, когда меня отвлекают во время работы, заглядывают в этюдник и о чем-нибудь спрашивают. Но тот старик подошел ко мне, когда я прервал работу и был готов разговаривать, — вспоминает Ярослав.
Имя у незнакомца он так и не спросил, только узнал, что живет он в том самом доме, который виден на картине вдалеке.
— Оказывается, он следил за состоянием «своего» моста и постоянно поддерживал его, чинил, — говорит Ярослав. — Еще, как он рассказал, раньше там был пруд. В нем ловили рыбу, а в жаркие дни жители приходили сюда, чтобы искупаться. Разговор был недолгим, «хранитель мостика» не стал отвлекать художника, попрощался и быстро ушел — так же тихо, как и появился.
А через несколько лет мостика не стало. Вместо него появился новый, современный, но уже не такой живописный. Только на картине все — как прежде.
Работы Ярослава Зяблова сейчас имеют большой успех. Его картины были представлены в Третьяковской галерее, в Манеже, их выставляют и за рубежом. Вот только тот самый «Мостик...» увидеть уже просто так не получится. Эта картина быстро ушла из личной коллекции Ярослава к другим ценителям искусства. Поэтому посмотреть на нее любопытному зрителю удастся только в сети... и на страницах «НО».