Мама, танцор, инженер и управленец
Екатерина Ларина — ведущий инженер Национального исследовательского центра «Курчатовский институт», мама троих детей с четырьмя дипломами о высшем образовании. За время декрета Екатерина поняла, что хочет посвятить свою жизнь танцам и создала сеть хореографических студий для взрослых и детей.
Сейчас Екатерина преподает своим студийцам и участникам программы «Московское долголетие» в поселении Десеновское Новомосковского округа. Но, чтобы любимое дело стало профессией, девушке пришлось пройти долгий путь.
— Я начала заниматься хореографией с двух лет. Моя первая студия располагалась в поселке Ватутинки. Я училась у потрясающего педагога Елены Поляковой, постоянно выступала. Помню, в первый в жизни танцевальный номер на публике я вышла на сцену — и забыла движения, — смеется Екатерина.
Затем Ларина перешла в другую студию под руководством Галины Голеневой, где ей посоветовали поступить в Московское хореографическое училище. Но это оказалось не так просто сделать.
— Если педагоги видят, что ты внешне не соответствуешь каким-то параметрам, они могут отправить тебя на отделение народного танца, — говорит Екатерина Андреевна. — А я хотела заниматься бальными. В 10 лет я поступила в Пермское хореографическое училище — туда легче было попасть, но через некоторое время поняла, что балерины из меня не выйдет.
Еще во время учебы Екатерина начала участвовать в крупных соревнованиях и международных турнирах.
— Мы несколько раз ездили с гастролями в Японию, Америку, дважды были в Германии, занимали первые места. Мы готовили не просто танцы, а целые постановки, — вспоминает наша героиня.
От балета до НИИ
В 15 лет Екатерина Ларина начала работать в танцевальной студии хореографом: преподавала ритмику и гимнастику детям от 3 до 18 лет. Параллельно была помощником руководителя в театре, а еще готовилась к поступлению в институт.
— Я хотела быть журналистом, — улыбается девушка. — Но потом поняла, что больше люблю болтать, чем писать, и в 2009 году поступила в Национальный исследовательский ядерный институт на специальность «Международные отношения».
Екатерина признается, что учеба в институте была сложной, лекции по физике преподавали на английском языке. Приходилось много времени проводить за учебниками. Там же Ларина выучила три языка: английский, немецкий и испанский, которые очень пригодились ей.
— В институте Курчатова, где я работала ведущим инженером, я взаимодействовала с посольствами разных стран, оформляла наших научных сотрудников для выездов за границу, — рассказывает Екатерина.
Одного высшего образования мало
Несмотря на то, что Ларина тепло вспоминает и свою техническую специальность, и годы работы, обратно возвращаться она не собирается:
— Меня до сих пор ждут там из декрета, который длится уже девять лет, — улыбается Екатерина. — Но я думаю, что если снова начну работать в институте, то не смогу уделять должное внимание своим студиям. Поэтому к инженерии я вряд ли вернусь.
После института, уже работая в НИИ, она параллельно вела хореографию в театре танца «Гармония». Как раз тогда, проанализировав свой профессиональный опыт, она и поняла, что может создать и собственную студию. Не хватало только высшего профессионального образования в области хореографического искусства.
— Я подумала, что очень много времени посвятила танцам: участвовала в соревнованиях, долго училась, зарабатывала баллы, получила высший класс, — говорит Ларина. — И решила, что этот опыт не должен просто так пропадать.
Но управление студией требует много внимания и определенных навыков. Поэтому Ларина пошла учиться снова.
— Второе высшее образование я получила в Национальном институте имени Екатерины Великой. Там я училась на юриста. Следующее место учебы по специальности «муниципальное управление» было в Московском экономическом институте. Знания, полученные в вузах, я смогла применить на практике: в 2009 году открыла студию и набрала первых учеников, — вспоминает педагог.
Отдавайте детей на танцы
На протяжении всей жизни Екатерина Ларина много училась и работала. А ведь еще семья и дети… На вопрос, как же все успевать, ответ прост: «Главное — желание».
— Когда я слышу, что человек не может ходить на занятия, потому что у него нет времени, я считаю, что он просто не умеет организовать свою жизнь, — говорит девушка. — Ну или у него отсутствует желание продолжать. А если тебе нравится что-то делать и ты получаешь от этого удовольствие, то всегда найдешь время.
Еще один важный момент, который подзаряжает энергией Екатерину, — общение с учениками.
— Бывает так, что настроения нет. Но когда я прихожу на работу и вижу, как веселятся, прыгают, стараются мои младшие студийцы, то сразу обо всем забываю, — с улыбкой говорит педагог. — И участники «Московского долголетия» — очень отзывчивая и благодарная аудитория. Ради своих учеников мне хочется двигаться дальше и развиваться.
Маленькие танцоры Лариной участвуют в серьезных мероприятиях и соревнованиях. Они уже побывали на фестивале хореографического искусства в Черногории, несколько раз ездили в Сочи и уже этой весной покажут свои таланты в Словакии.
Несмотря на любовь к своему делу и студийцам, в танцевальной деятельности Екатерины бывают некоторые сложности.
— Многие считают, что танцы — это не работа, а я думаю, что это труд, не только физический, но и психологический, — говорит Екатерина Андреевна. — Нужно искать подход к каждому ребенку, к их мамам и папам. Иногда бывает, что я ставлю ребят в пару, понимаю, что дети подходят друг другу, а родители категорически против их дуэта. Приходится сглаживать конфликты, налаживать контакт.
Не все ребята хотят связать свою жизнь с танцами. Но, несмотря на это, Екатерина все равно рекомендует всем: приводите ребенка в хореографическую студию. Ведь современные дети больше увлечены гаджетами, чем активным времяпрепровождением.
— Наше поколение было другим, — говорит Ларина. — В дождь, снег, слякоть — в любую погоду мы бегали на улице и хотели двигаться. А сейчас родителям нужно прикладывать усилия, чтобы ребенок встал с дивана и отвлекся от телефона. Но танцы — одна из самых ненапряжных и приятных физических нагрузок.
Екатерина уверена, что в этом творчестве малыш сможет выбрать то, что ему больше по душе: бальное направление, гимнастику, хореографию, хип-хоп. Поэтому своим детям она тоже прививает любовь к этому творчеству.
— Младшей дочери, Марии, скоро будет два года, она еще маленькая для учебы в студии, но дома уже пританцовывает, — смеется Екатерина. — Средний сын, Тимур, недавно начал заниматься танцами, а старший, Андрей, уже вовсю выступает. Сейчас он готовится к чемпионату России среди начинающих. Он ответственный мальчик и всегда очень переживает, если не получает призовое место.
Танцы многим помогли создать семью
Помимо учебы, работы и семьи, последнее время Екатерина уделяет не меньшее внимание и участникам программы «Московское долголетие».
— Проект стартовал в апреле 2018 года, у меня тогда только родилась дочка, — рассказывает педагог. — Мне говорили, что, наверно, лучше не начинать занятия с новой, возрастной, аудиторией, будет тяжело. А из меня энергия била ключом, я не могла отказаться.
В Культурный центр «Ватутинки» к ней приходили женщины и мужчины, которые хотели заниматься бальными танцами. Правда, со временем участников стало немного меньше, чем в начале. Причина проста.
— У нас стали образовываться танцевальные дуэты, которые переросли в нечто большее, — смеется Екатерина. — Люди стали общаться, встречаться... А потом и жить вместе. Им стало не до танцев, у них теперь личная жизнь и совместный быт. Видимо, у нас на занятиях аура благоприятная, раз так складывается.