Мал автомобиль, да дорог
В школе «Летово» появилась автомастерская. В ней ребята из 9-х и 11-х классов под руководством учителя Дениса Золкина собирают ретроспорткар. Автомобиль будет готов к маю, а пробный заезд состоится в юбилей «Летова».
Ребята уже давно увлекаются автомобильным спортом, а в особенности их всегда привлекали машины 1 950–19 60-х годов. Маленькие, рассчитанные всего на одного человека, тем не менее развивающие большую скорость и выглядевшие стильно.
А потому, когда к экзаменам понадобилось разработать проект, школьники решили объединиться в команду и создать свой спорткар.
— Это уникальный для нашей школы проект. Ранее никто из выпускников и других учеников ничего подобного не делал, — рассказывает девятиклассник Петр Никоненко. — И для нас тоже это уникальный опыт. Мы в своем проекте объединили математику, физику, дизайн и инженерию.
Их учитель, Денис Золкин, идею ребят поддержал. В первую очередь он помог распределить обязанности между участниками команды, а еще организовал пространство для сборки автомобиля. Для этого он арендовал… морской контейнер. Его привезли и установили на территории школы, недалеко от стадиона, где планируется заезд.
Но это не обычная коробка для перевозки грузов. Внутри проведено электричество, есть окно и вытяжка. А уже ребята поставили там стол, инструменты и другие нужные для сборки автомобиля принадлежности.
— Естественно, для ребят важна была и дизайнерская составляющая. Поэтому я свозил их в инжиниринговый центр «Кинетика», — рассказывает учитель ребят. — Это место, где создаются прототипы различных автомобилей. Там ребята познакомились с Владимиром Пирожковым — без преувеличения одним из лучших автомобильных дизайнеров планеты. К примеру, именно он разработал официальную раскраску и элементы фирменного стиля нового пассажирского самолета Sukhoi Superjet 100.
Специалист, выслушав идею ребят, не только одобрил их рвение, но и дал много практических советов. Самый главный: не переусложнять дизайн авто. Ведь даже на специальном заводе порой сложно реализовать многие идеи, а тут школьная мастерская!
— Этот совет нам помог чуть ли не сразу. Мы очень хотели на автомобиль установить большие выхлопные трубы, которые могли бы при разгоне создавать искры. Но, во-первых, наша машина не наберет такую скорость. Во-вторых, по технике безопасности это грубое нарушение. И в-третьих, мы просто не сможем найти подходящие комплектующие, — рассказывает девятиклассник Салим Муртазин, участник проекта. И вот когда проект был готов в 3D-виде и на бумаге, ребята приступили к работе. Сначала искали комплектующие, которые не получилось бы создать самим, на разных площадках для продаж. Двигатель, подвеска, колеса — все ребятам пришлось покупать. При этом старшеклассникам нужно уложиться в бюджет, выделенный школой.
Самое интересное, что многие детали спорткара вовсе не автомобильные. Например, кузов сделан из частей люльки мотоцикла «Урал»! А причина такого интересного решения проста: форма детали подходила для того, чтобы переделать ее в переднюю часть автомобиля. Что ребята и сделали. — Чтобы деталь подходила, пришлось ребятам познакомиться с черчением и сваркой, — говорит Денис Золкин. — Схватывают они на лету. Хотя раньше ни тем, ни другим не занимались. Учились чертить, естественно, на малых деталях, а только потом приступали к работе.
Спорткар устроен так, что его верхняя часть съемная. Сделано это, чтобы в будущем можно было пересобрать автомобиль. Да и после тестирования, если обнаружатся недочеты, будет легче их исправить. Не придется резать корпус, а потом сваривать его заново.
Разгоняться авто будет примерно до 70 километров в час. По словам ребят, начинка машины позволяет набрать скорость вплоть до 100 км/ч, но это будет слишком опасно. Да и ни к чему, ведь пока в планах поездить на ней на территории школы.
— Сейчас наше авто работает на бензине. Это было самым простым решением, не пришлось долго искать нужный двигатель, — рассказывает Петр Никоненко. — Если проект выстрелит, то можно будет попробовать в будущем создать спорткар, который бы работал на альтернативных видах топлива. Солнечных батареях, например.
Уже сейчас в мастерской можно увидеть, что сделано — самая сложная работа позади, и авто похоже на ретроспорткар. Технической работы осталось немного, а дальше — окрашивание машины. По словам Дениса Золкина, если идея понравится другим ученикам, то сбор спорткаров станет традицией школы. Это поможет ребятам узнавать дисциплины, с которыми они не знакомятся на уроках, не говоря уже об опыте машиностроения, который может пригодиться кому-то в будущем.