Максим Аверин: Не хочу стать привычным
26 ноября отметил день рождения актер театра, кино и телевидения, режиссер, телеведущий Максим Аверин. В зрительском сознании он ассоциируется прежде всего с образами капитана милиции из сериала «Глухарь» или хирурга Брагина из телефильма «Склифосовский». О самом важном и самом страшном в своей профессии артист рассказал «НО».
- Максим, последние годы вы развиваете востребованный, но крайне сложный жанр моноспектакля. Не многие артисты были способны удержать внимание публики два часа в одиночку. Чем берете зрителя?
- Пытаюсь сказать о том, что меня действительно волнует. Разъезжая по стране после выхода моих сериалов, я устал на творческих вечерах отвечать на записки о Глухаре. Когда создал первый поэтический моноспектакль, все знакомые говорили: «Ты с ума сошел! Какие стихи? Кому они сегодня нужны?!» Но оказалось, что очень даже нужны: я семь лет езжу по России, выступал в Америке и Европе — и везде принимают очень тепло. Потому что я пытался, извините за пафос, нести великое русское поэтическое слово.
Очень многие молодые люди, приходящие ко мне на спектакли после моих же сериалов, неожиданно открывали для себя больших русских поэтов.
- Что самое страшное в вашей профессии?
- Когда зритель уходит из зала со словами: «Мы мило провели вечерок!» Верите ли: всю свою жизнь я пытаюсь избежать такого «милого» результата! После «Глухаря» или «Склифосовского» я мог бы еще 20 лет ходить в милицейской форме или в медицинском халате, и вы были бы рады меня видеть, привыкнув к ним. Но я не хочу, чтобы зритель ко мне привыкал! Я хочу, чтобы зритель каждый раз находился в состоянии предвкушения, чем я еще могу его удивить, ждал нового поворота, зигзага. Это интереснее, чем тиражировать расхожую формулу успеха.
- Не устаете за два часа столь динамичного существования на сцене?
- Вы заметили, что сейчас стало модным показывать, как артист устал к финалу спектакля? Выходит на поклон, демонстративно выдохнув: смотрите, люди добрые, как я выложился. Я считаю, что это нехорошо. На сцене все может кипеть, но зритель не должен видеть наших потных рубашек. Поклон — продолжение спектакля. Если зритель благодарен артисту за то, что он два часа работал для него, то и артист должен быть благодарен зрителю, что тот два часа соучаствовал. Задача артиста — незаметно вести зрителя за собой, призывая его к этому соучастию. В этом, мне кажется, цель нашей профессии.