Любовь к полетам передалась по наследству
Лучший вертолетчик Москвы Алексей Паршиков во время тренировочного вылета в Щаповском продемонстрировал свое мастерство. За полетом наблюдал корреспондент «НО».
Двухвинтовой многоцелевой вертолет Ка-32А из состава Московского авиационного центра (МАЦ) зависает над водой, поднимая мощным воздушным потоком сухой камыш. За штурвалом машины — Алексей Паршиков, признанный лучшим вертолетчиком столицы по итогам регионального этапа ежегодного фестиваля «Созвездие мужества».
Из «чрева» вертолета спущены тросы, на конце которых нечто, похожее на пластиковое ведро. Издалека емкость кажется совсем небольшой, однако ее объем — пять кубометров, или около пяти тонн воды. Винтокрылая машина легко поднимает емкость над водой, разворачивается, и на прибрежные кусты обрушивается короткий, почти тропический ливень. На мгновение, пока оседают капли, в их облаке возникает радуга.
Вертолет делает еще два захода, и каждый раз пять тонн воды «ложатся» в одно и то же место. С такой же ювелирной точностью Ка-32А пришлось тушить пожар, который произошел в поселке Шишкин Лес, а также на заводе «Серп и Молот».
Первый прием по тушению пожара отработан. Теперь очередь за разбором завалов. Это можно сделать с помощью стальной гидравлической клешни, которая подвешивается к вертолету. С ней легко разобрать любой завал — просто увезти по воздуху ствол упавшего дерева или искореженную машину. На тренировочной площадке роль мишени как раз выполняет остов старых жигулей. Двое спасателей на земле помогают подвести клешню к машине. Пилот Алексей Паршиков наблюдает за тем, что происходит на земле, через специальный выпуклый блистер на двери вертолета. Еще один член экипажа — бортмеханик — сидит внутри вертолета и помогает пилоту правильно «прицелиться» гидравлической клешней. Наконец мятый кузов поднимается в воздух на тросе. Совершив небольшой круг, «учебный материал» водворяют на место.
После тренировочного полета лучший вертолетчик столицы рассказал о себе. В МАЦ Алексей Паршиков занимает должность инструктора-методиста-пилота Летнометодического отдела. Поднимался в воздух на пяти типах воздушных судов и провел в небе в общей сложности более 2000 часов. Как признается сам Паршиков, любовь к полетам передалась ему по наследству. Отец его тоже был пилотом винтокрылой машины, военным.
— Летать я хотел с детства. И только на вертолете, — рассказывает Алексей. — Поступил учиться в Сызрань, потом пошел служить в армию. Паршиков летает с 1991 года, а с 2017-го — в составе Московского авиационного центра. Как настоящий профессионал, он спокоен и уверен в себе.
— Каждый полет не похож на другой, но я уже давно не испытываю волнения, когда сажусь в кабину вертолета. Как водитель привыкает к рулю, к машине, так и я уже давно привык к своему вертолету, — говорит Паршиков. В том, что он стал лучшим, пилот видит заслугу всей команды, которая готовит вертолет на земле и работает вместе с ним в воздухе.
— В авиационном центре я летаю на Ка-32А. Эта машина отлично подходит для работы в условиях городской застройки, где нужно зависать на одном месте, маневрировать в воздухе, — говорит пилот.
Вертолет для Паршикова — не просто набор механизмов, а почти живое существо. По традиции перед вылетом нужно прикоснуться к борту, покрытому заклепками, погладить машину, как гладили в свое время солдаты боевого коня.
— У меня четверо детей. Старший сын скоро тоже станет вертолетчиком. Я его не отговаривал, считаю, хорошая профессия,— улыбается Алексей Паршиков.