Лучший пилот с летной фамилией
В начале ноября Московский авиационный центр, который базируется на аэродроме «Остафьево», поставит на постоянное дежурство третий санитарный вертолет. Накануне корреспондент «НО» побывал на этой авиабазе и стал свидетелем встречи ее лучшего пилота с одним из спасенных им москвичей.
Натужно ревет двигатель санитарного вертолета. Винты ножами режут. С опаской из-за ангара за взлетом воздушного судна наблюдает местная дворняга Стрелка. А лучший пилот Московского авиационного центра Денис Гусев смотрит на взлетающий вертолет немного грустным взглядом. В первые дни после отпуска его до неба не допускают. Таковы правила в авиаотряде.
Врач анестезиолог-реаниматолог Анатолий Пономарев собирает свой медицинский саквояж. К ним подходит гражданский парень и крепко жмет руки. Денис Гусев узнает его не сразу.
— Это же тот парень, которого мы с Калужского шоссе в Склиф доставляли, — приходит на помощь товарищу анестезиолог.
Авария, в которую угодил в августе этого года автолюбитель Алексей Петрунек, ничем не отличалась от многих других.
— Как-то вечером я ехал на дачу, — вспоминает мужчина. — Погода была дождливая. На скорости 80 километров в час моя машина пошла юзом и ударилась о колесоотбойник. Меня зажало, и я потерял сознание.
Прибывшие через несколько минут медики скорой помощи не смогли вытащить застрявшего в искореженном салоне водителя. Вдруг в небе послышался рокот санитарного вертолета.
— У нас на борту есть специальное оборудование для резки и разжатия металла: пневмоножницы и электропассатижи, — дополняет рассказ врач Пономарев. — Мы подозревали, что Алексею переломало ребра, он еле дышал. Я с делал ему укол обезболивающего. Затем мы его перенесли на борт нашего вертолета и через несколько минут приземлились на площадке возле Склифа, где нас уже ждали специалисты.
Несколько дней мужчина провел в реанимации. Благодаря спасателям-вертолетчикам он получил своевременную квалифицированную медицинскую помощь и быстро пошел на поправку.
— Я давно собирался приехать поблагодарить своих спасителей, но такая возможность появилась только сегодня, — признается Алексей Петрунек.
Растроганные летчики проводят для гостя небольшую экскурсию по своему ангару. Один санитарный вертолет готов к вылету, второй проходит техническое обслуживание, на третьем инструктор обучает пилотановичка: они отрабатывают посадку возле ангара.
— С первого ноября на дежурство к нам заступит третий санитарный вертолет ВК117С-2, — поясняет Денис.
— А для чего здесь у вас две швейные машинки? — интересуется гость.
— На них наши техники подстрачивают вертолетные чехлы для лопастей и сидений, — отвечает техник по радиооборудованию Алексей Пархотник.
Наибольший интерес вызывает кабина пилота. Все выглядит почти как в машине. Две педали, ручник и пара ручек с кнопками...
В углублении двери — руководство по летной эксплуатации на английском.
— А вы что, английский знаете? — спрашивает Алексей Петрунек.
— Это обязательное условие работы на вертолете марки ВК117С-2. Это европейские машины. Чтобы получить допуск к управлению такой «птичкой», сначала нужно пройти стажировку в Германии, — отвечает Гусев. — Суть в том, что управление отечественными вертолетами значительно отличается от управления иностранными воздушными судами.
Разговор плавно переходит в обсуждение ситуаций, когда в привычный рабочий ритм вмешиваются братья наши меньшие.
— На занятиях мы часто разбираем подобные внештатные ситуации, — рассказывает Денис. — Один из последних случаев произошел в Европе: во время взлета самолета на полосу выбежало стадо кабанов.
Летчик быстро среагировал, стал сбавлять скорость, но столкновения с одним из животных так и не смог избежать. В итоге он повредил переднее шасси. На вертолете проще — взлет происходит вертикально.
Но при этом вертолетчики четко отслеживают миграции пернатых.
— Рано утром стаи чаек устремляются к местам кормежки, а под вечер возвращаются к местам гнездования, — говорит Денис. — Еще есть одно место на МКАД, которое облюбовал коршун. Он там кружит периодически, и мы его стараемся не тревожить.
— Сложная у вас работа, парни, — качает головой Алексей Петрунек. — Но очень нужная.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Кирилл Святенко, директор ГКУ «Московский авиационный центр»:
- В основном у нас работают летчики из Вооруженных сил. Денис Гусев очень хороший, перспективный пилот. Молодой, хорошо летает. Знает английский язык. У нас все летчики хорошие. Выбрать лучшего из лучших достаточно большая проблема. Каждый день они совершают подвиг — спасают чью-то жизнь.
СПРАВКА
За 2016 год с мест ДТП санитарными вертолетами Московского авиационного центра госпитализированы более 700 человек. На территориях лечебных учреждений Москвы расположены 6 вертолетных площадок, одна на 35-м километре МКАД. 22 — на территории Новой Москвы. Всего их 29.