Кукольный мир инженера Меньшовой
Жительница поселения Кокошкино Елизавета Меньшова почти 15 лет создает уникальных кукол. Некоторые из них уже пополнили коллекции отечественных музеев. «НО» отправились в гости к мастеру, чтобы узнать особенности одной из самых сказочных профессий.
На столе Елизаветы лежит большой альбом. В нем аккуратно пронумерованы все фотографии, главные герои которых — куклы. Драконы, причудливый мышонок, читающий газету, милые леди, хмурый, но обаятельный волк, радостный снеговик... Всего больше 80 удивительных «моделей» — авторских разработок. Поверить в это, на первый взгляд, сложно, но сделаны они фактически из бумаги. Хотя некоторые куклы кажутся фарфоровыми.
— Для каждой приходится устраивать целую фотосессию, — улыбается Елизавета Меньшова, листая альбом. — Куклы «уходят», и ничего после них не остается. А так у меня есть возможность хоть как-то сохранить работу на память.
Такой альбом Елизавета старательно ведет уже на протяжении 14 лет. В нем целая история ее «кукольного» пути, на который женщина вступила в какой-то степени совершенно случайно.
От газовика до художника — один шаг
Будущую кукольницу к творчеству тянуло с самого детства. Правда, профессия и не предполагала, что когда-нибудь Елизавета возьмет кисти, краски, несколько лоскутов ткани и начнет творить.
— Я, вообще, по образованию работник газовой отрасли. И, кстати, уже в третьем поколении, — рассказывает Елизавета. Так что ее профессия была фактически предопределена. И женщину это абсолютно устраивало. С одной стороны — карьерный рост, стабильность, хорошая зарплата, руководящая должность. Правда, с другой — офис и много бумажной работы. Но редко где бывает иначе.
Все изменилось буквально в один день.
— Я узнала, что существуют школы, где учат создавать авторские куклы, — вспоминает Елизавета.
Причудливые игрушки, которые она раньше видела на различных ярмарках, вот уже несколько лет очаровывали ее. И когда появилась возможность познакомиться с ними ближе, Елизавета открыла интернет и нашла подходящую школу. Так, в свободное от работы время она начала учиться тому, о чем имела весьма общее представление.
Первая героиня — самая любимая
— В качестве героя для вашей первой куклы выберите кого-то хорошо знакомого, чей характер можно передать деталями, — говорил преподаватель на занятиях, советуя обратить внимание на известных киногероев.
Первая игрушка — почти как первая любовь. Особенная и уж точно неповторимая. Поэтому Елизавета решила, что прототипом ее куклы станет любимая бабушка, которую она знала лучше кого бы то ни было. Та самая игрушка хранится в рабочем кабинете мастера до сих пор. А на вопрос, похожа ли она на героиню, Елизавета отвечает:
— Родственники сказали, что очень сильно! Детали и помогли передать характер, особенности, настроение.
Но кажется, сама Елизавета не так довольна работой, как хотелось бы. Возможно, потому, что это ее самая первая кукла, и сейчас бы она вышла куда более искусно. Да и сделана она из таких материалов, с которыми теперь мастер не работает.
— Да, после первой куклы я поняла, что запекаемый материал, из которого я буквально вылепливала образ, просто не для меня, — считает Елизавета.
Она, как самый настоящий художник, еще долгое время искала то самое, что могло бы в точности помочь создавать тех персонажей, которые рисовало воображение.
— И в какой-то момент я поняла, что смотрю на определенный тип кукол, — вспоминает Елизавета. — Пыталась понять, из чего они все-таки сделаны.
Пока наконец-то не узнала от коллег: это папье-маше, самозатвердевающий материал, по своим свойствам очень похож на бумагу. Кажется, Елизавета и сама толком не поняла, как с головой окунулась в этот кукольный мир. Закончив работу, садилась в своем домашнем кабинете и начинала творить. Вдохновением могло послужить все что угодно — случайно увиденная деталь, сочетание цветов, причудливый персонаж, увиденный у кого-то из коллег-кукольников. Если сложить все курсы, которые прошла мастер, — они будут равны годам обучения в университете. Притом, что для создания одной работы нужно знать абсолютно все: начиная от истории искусств, заканчивая скульптурой. И это всего лишь для того, чтобы у кого-то в коллекции оказалась причудливая фигурка, о сложности создания которой мало кто задумывается.
Сотни эскизов
Прежде чем приступить к созданию куклы, нужно нарисовать эскиз.
— Правда, делать я это начала относительно недавно, до этого все было только в голове, — рассказывает Елизавета.
И частенько одним эскизом мастер не ограничивается. Например, одна из новогодних работ, где Елизавете нужно было создать сразу нескольких сказочных персонажей — волка, лису, снеговика и маленьких ребят, объединив их в общую композицию, что потребовало сотню зарисовок! Персонажи должны были идеально дополнять друг друга.
— Вот тут пришлось изрядно помучиться! Удачных эскизов оказалось так много, что я долго думала, какой выбрать, но все-таки нашла самый верный, — рассказывает Елизавета Меньшова.
После этого начинается самое сложное и долгое: вылепить персонаж, сделать практически скульптуру и приступить к ее разрисовке. Но есть особенность: материал сохнет по нескольку дней.
— Мне приходится искать места в доме, где значительно теплее, и задействовать для этого все электроприборы, которые возможно, — говорит Елизавета. — Сказать, сколько времени уходит на создание одной фигуры, сложно. В среднем месяц. Но сколько подготовки перед этим...
Для создания кукол — музыкантов русской армии 1812 года, пришлось проштудировать не один учебник истории.
— Есть у меня работа, где я изучала старинные игры, о которых сейчас даже практически никто и не знает! В итоге удалось создать небольшую коллекцию кукол, по которым фактически можно изучать историю, — говорит Елизавета. — И теперь мне интереснее делать работы, на которые обращают внимание музеи, выкупая кукол для своих фондов.
...Сейчас выставки мастера из Новой Москвы проходят в разных уголках столицы. Пять лет назад она оставила работу в газовой отрасли, посвятив себя творчеству.
— Что сказать... Я никогда не думала, что моя жизнь так перевернется. Приятно, когда тебя замечают и оценивают, — говорит Елизавета. — Правда, сильно радоваться этому не стоит, потому что предела совершенству точно нет. Я, работая над очередной куклой, вновь и вновь задумываюсь о том, как сильно
мне не хватает художественных знаний. А это значит, что скоро я снова пойду учиться, чтобы вновь и вновь создавать красоту.
ИНТЕРЕСНО
84 кукольные композиции — точное количество творческих работ Елизаветы Меньшовой. Сколько часов работы на это ушло — мастер даже не берется сосчитать. И только отвечает: много!
ФАКТ
Первый, кто видит работы Елизаветы, — это ее родители. И иногда именно они могут порекомендовать переделать куклу. Правда, окончательное слово остается все равно за мастером.
ЦИФРА
165 кукол было создано мастером за 14 лет работы, не считая елочных игрушек