Константина Бронзита назначили откуда-то сверху
В Новой Москве состоялся показ мультфильма «Три богатыря и Шамаханская царица». Одного из персонажей этой картины озвучивал Константин Бронзит — аниматор, режиссер, двукратный номинант на премию «Оскар», лауреат Премии президента России. Корреспонденту «НО» он рассказал о своей профессии и о детях, взрослеющих душой.
- Константин Эдуардович, после окончания школы вы пошли работать художником-мультипликатором. Сейчас вам 51 год, и вы по-прежнему развиваетесь в этом направлении. Как вам удалось осознать свое предназначение в юном возрасте?
- Я не выбирал профессию. Мне просто повезло — меня назначили откуда-то сверху.
- В одном из интервью вы так рассказывали о создании картины: «Внутри начинает что-то оживать... И ты понимаешь: путь один — разродиться фильмом». Каждая ваша работа — это действительно живой организм?
- Я не понимаю, как к этому можно относиться иначе. Хотя у творчества, конечно, два пути: либо это забава, либо преодоление. У меня второе — всегда интересно брать новые высоты. Задачи должны становиться все сложнее, а для их решения необходимо сверхусилие, без него ничего не получится. Это сверхусилие и есть преодоление.
- В 2015-м вы стали лауреатом Премии президента России в области литературы и искусства за произведения для детей. Творить для детей — это значит и самому в душе оставаться ребенком?
- Я никогда не ставил себе целью творить специально для детей и юношества. Вообще, я не понимаю этой известной «присказки». Творчество — акт болезненный. Посмотрите на детей, которые, играя, творят — там ведь все предельно серьезно. Это настоящая война с материалом! Если у ребенка не получается какой-то пустяк, он может расплакаться настоящими горючими слезами! То есть речь не о взрослых, которые в душе дети, а о детях, взрослеющих душой.
- Луи Армстронг говорил: «Музыканты не выходят на пенсию, они заканчиваются, когда в них исчезает музыка». Можно ли то же сказать о режиссерах?
- Нет. Я бы вообще рекомендовал нам, режиссерам, заканчивать карьеру годам к 65. В большей степени это относится к режиссерам игрового кино. Иначе эта профессия, как правило, начинает все больше подчеркивать наш амбициозный инфантилизм. Есть исключения типа Куросавы или Германа. Для них кино не было забавой, а было, как говорил Тарковский, чем-то вроде морального поступка. Для большинства же современных режиссеров кино — дорогая любимая игрушка. Они знают, что если повезет, то это будет очень простой путь выпятить себя, причем за чужой счет. И нужно суметь повзрослеть, чтобы перестать покупаться на этот манок. Про себя я давно всю нашу режиссерскую братию называю шушерой. У многих режиссеров на лице написано, в какой зоне комфорта они находятся и как этим дорожат, потому что это позволяет им играть в повторяющую саму себя игру под названием кино.
- Какой цвет у вас как художника ассоциируется с Москвой?
- Наверное, она для меня пестрая, как гигантский сувенир.
СПРАВКА
Константин Бронзит родился в Ленинграде 12 апреля 1965 года. Сразу после школы начал работать художником-мультипликатором в студии «Леннаучфильм», где создал свой первый мультфильм «Карусель». Был дважды номинирован на премию «Оскар».
МУЛЬТИ-ТОП
Фразы, ушедшие в народ
— Не смешите мои подковы.
— Ты меня «на понял» не бери, понял?!
— Да я себе в зеркало не улыбаюсь оттого, что серьезный такой!
— Тьфу ты! Как же тяжело дело иметь с порядочными людьми!
— Я не просто волк. Во-первых, я доверенное лицо царя. Ну, не лицо, конечно, — морда. Доверенная морда царя.
— Мужик без жены — что дерево без гусеницы.
— В чем сила, брат?
— Во сне сила. И у того ее больше, кто спит крепче.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Я лежу, всю ночь гадаю: Что со мною? Я не знаю. Борис Войцеховский, обозреватель: Что необходимо для того, чтобы снять хорошее детское кино или мультфильм? «Талант» — скажут все. Но не только он. Тому, кто возьмется за это нелегкое дело, жизненно необходимо чувствовать детей и понимать их...