Кина не будет: фильм с участием трех лучших советских актеров так и не был снят
У вас бывало такое: вы то и дело встречаете в разных местах города одного и того же человека, совершенно незнакомого вам. При этом вы в глаза не видели соседа, который уже десять лет живет на пару этажей выше. Знакомая история, не правда ли?
Можно долго рассуждать о том, что все мы связаны какими-нибудь нитями или живем в четко выверенной системе, где случайности не предусмотрены. Однако вопрос «почему» все-таки сильнее подобных рассуждений.
Уж согласно какой системе на одной съемочной площадке друг друга так и не повстречали актеры Евгений Леонов, Валентин Гафт и Александр Филиппенко — остается только догадываться. А ведь к их совместной работе были все предпосылки. Но об этом мы поговорим немного позже. А сейчас давайте вспомним, о ком идет речь...
Евгений Леонов. Актер без грима
«Он кто? Инженеришка простой, да и все! Ну, что у него за жизнь? Утром на работу, вечером с работы… Дома жена, дети… Сопливые… Ну, в театрик сходит, ну, летом в санаторий съездит… в Ялту. А ты — вор! Украл, выпил — в тюрьму! Украл, выпил — в тюрьму! Романтика!» Вот как рассуждал герой Евгения Леонова, заведующий детским садом Евгений Трошкин, прикидываясь беглым преступником по кличке Доцент в нашумевшем фильме «Джентльмены удачи». Сумбурная история персонажей этой ленты настолько полюбилась советской аудитории, что картину буквально растащили на цитаты.
И этого сложно было не сделать. Ведь в фильме нелепый герой, пытаясь общаться на тюремном жаргоне, выдавал по-настоящему забавные изречения. Как русский человек мог не запомнить обещания Евгения Леонова «моргалы выколоть» и «откусить носы» всем «редискам» и персонально одному «гамбургскому петуху»?
Именно своей комичностью, непосредственностью и небольшой хитрецой герои Евгения Леонова покоряли публику. С помощью своей харизмы даже негативных персонажей ему удавалось превращать в едва ли не народных любимцев.
В гениальной троице актер был самым старшим. Он родился в теперь уже таком далеком 1926 году 2 сентября.
Примечательно, что всех своих героев на киноплощадках Евгений Леонов играл без портретного грима. Все его персонажи носили его собственное полноватое лицо с высоким лбом и ярко выраженными залысинами. Именно таким простодушным и настоящим его знал и полюбил зритель.
Валентин Гафт. От поэта до дьявола
Внешность этого актера четко определила характер его героев, и непосредственных добряков среди них не оказалось. Резкие и острые черты лица Валентина Гафта, его сухое и угловатое телосложение стали идеальной фактурой для образов сильных, серьезных и грубых людей. Однако внешность бывает обманчива, и остроносый скуластый человек со вздернутыми вверх бровями оказался не только талантливым актером, но и эстетом, зоозащитником и даже поэтом.
Мамаша, успокойтесь, он не хулиган.
Он не пристанет к вам на полустанке.
В войну (Малахов, помните, курган?)
С гранатами такие шли под танки.
Обладатель характерной наружности Валентин Гафт дважды сыграл в экранизациях романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». В многосерийном фильме режиссера Владимира Бортко, снятом в 2005 году, он исполнил роль волевого и жестокого римского прокуратора Понтия Пилата. А в экранизации романа Юрием Кара, созданном на 11 лет раньше, Гафт и вовсе сыграл самого дьявола — Воланда. Примечательно, что в обеих лентах он работал вместе с актером Александром Филиппенко.
По еще одному удивительному стечению обстоятельств, Валентин Гафт родился в тот же день, что и актер Евгений Леонов — 2 сентября, но в 1935 году.
Александр Филиппенко. Актер из свиты Волонда
Еще один прислужник булгаковской вселенной, актер Александр Филиппенко, к слову, тоже родился 2 сентября, замкнув нумерологическое кольцо троицы.
Подобно Гафту, Филиппенко побывал на съемках обоих фильмов о Мастере и Маргарите. В образы своих нелицеприятных героев он также вписался исключительно хорошо. Коровьев и Азазелло для тысяч телезрителей навсегда приобрели его лицо. К слову, тоже довольно резкое.
За свою карьеру Филлипенко сыграл почти в сотне фильмов, по большей части, конечно, отрицательных героев.
Филиппенко и Гафт оказались схожи не только внешней фактурой, но и увлечениями вне сцены. Правда, в отличие от своего коллеги, Филиппенко стихов никогда не писал, по крайней мере, не придавал это широкой огласке. Однако читает их с превеликим удовольствием.
В 2014 году он даже принял участие в крупном проекте «Быть поэтом», где со всей своей дьявольской харизмой прочел произведения Сергея Есенина и Евгения Евтушенко. Вот такая она — свита Воланда.
И все-таки: почему мир так и не увидел картины с участием сразу трех актеров, остается загадкой. Валентин Гафт дважды работал вместе с Александром Филиппенко на съемках «Мастера». Евгений Леонов и Гафт пересекались на площадке во время создания ленты Эльдара Рязанова «О бедном гусаре замолвите слово». Общим проектом Филиппенко и Леонова стал фильм «Гори, гори, моя звезда!»
Вот такой круговорот актерской игры получился у этой талантливой троицы. Однако встретиться всем вместе на одной съемочной площадке им так и не довелось.
Остается только предполагать, какая шедевральная картина могла быть создана при участии всех трех народных любимцев. Однако этого уже никогда не случится. Евгений Леонов ушел из жизни более двадцати лет назад, оставив после себя огромное количество кинокартин. И еще одну, о которой можно мечтательно сказать: «Как было бы здорово, если бы ее сняли».