Картина нитками: необычная выставка состоялась в Десеновском
Россия всегда была богата талантами. Куда ни посмотри — архитекторы, поэты, писатели и, конечно же, художники. И это не случайно. Окружающая природа, которую видные деятели искусства восхваляли на протяжении веков, не может остаться незамеченной. Особенно прекрасны леса, которыми так богата территория Новой Москвы. Буквально 19 мая мне повезло увидеть собственными глазами то, как окружающая природа может сподвигнуть человека на создание чего-то волшебного. В библиотеке №260, которая находится на территории Десеновского, в небольшой деревне Десна, прошла выставка вышитых картин, которые делает местная жительница Людмила Лапушкина.
Стоит рассказать про впечатление от поселения, так как бывать в нем мне вплоть до этого момента не приходилось. Казалось, что путь неблизкий, но, на самом деле, Десеновское находится всего в 15-ти минутах езды на маршрутке от станции метро «Теплый Стан».
Погода хорошая: не холодно, но и не душно, лишь тонкие черты грозовых туч, которые с приближением к точке назначения стремительно рассеивались. «Будет дождь», — подумал я. Но предвкушение чего-то очень приятного, волшебного позволило забыть о надвигающемся ненастье.
Водитель вежливо напомнил мне о том, что пора выходить. Каково было мое удивление, когда вместо грозных фигур многоквартирных домов, пытающихся старательно скрыть солнце от жителей мегаполиса, меня окружили небольшие деревянные домики, которые будто сошли со страниц русских сказок. Хотелось замереть на месте и никуда не идти, подышать чуть-чуть этим чистым воздухом, впитать атмосферу.
На улице было достаточно малолоюдно, суббота — все отдыхают. Но чем ближе я приближался к зданию библиотеки, тем громче становились разговоры людей. В этот день поддержать художницу пришло очень много жителей Десеновского.
Перед библиотекой, на которой изображен портрет Сергея Есенина, расположена новая детская площадка, выделяющаяся на фоне уже повидавшего многое здания. Зайдя внутрь, я не сразу понял, что нахожусь в библиотеке, нет. Это было похоже на дачный домик с уютной верандой, на которой хотелось сесть в кресло-качалку и пить чай с мятой, наблюдая за тем, как день сменяет ночь.
Благодаря многочисленным гостям, мне удалось найти вход в библиотеку. Меня сразу узнала заведующая учреждением Надежда Тетенова, с которой до этого мы общались только по телефону. Рядом стояла виновница аншлага — художница, дарующая вторую жизнь картинам великих деятелей культуры с помощью иголки и нитки, Людмила Лапушкина.
— Конечно, я вышиваю давно. Но увлеклась этим совершенно случайно. Внучка тогда училась в начальных классах, и на уроках труда она вышивала. Потом дочка приобрела несколько картин и предложила попробовать, как «три девицы под окном», но я отказалась. На тот момент мне было это неинтересно, — делится своими воспоминаниями Людмила Лапушкина. — Прошло много лет, и в один прекрасный момент я зашла в магазин товаров для творчества, увидела несколько картин, и мне очень захотелось попробовать. Теперь никто из моей семьи этим не занимается, а для меня это стало настоящим хобби.
Сколько картин сейчас насчитывает Ваша коллекция?
— В настоящее время больше 70-ти. Мы пытались их все посчитать, примерно так. Это учитывая те, которые я подарила своим родным и близким. Получилось так, что на дни рождения, какие-то знаменательные события мне хочется порадовать людей, поделиться своим творчеством, и я дарю картины. Недавно друзья справляли золотую свадьбу, я вышила для них двух лебедей. Получилось очень красиво. Подругу на день рождения порадовала пионами. Она очень хотела, чтобы эта картина попала на выставку.
Сколько в среднем уходит времени на одну работу?
— Все зависит от размера картины и свободного времени. Зимой его больше, так как на участке почти нет работы. Но не проходит ни одного дня, чтобы я не повышивала. Например, картина «Амстердам»: на тот момент было очень много дел и я работала над ней три месяца, но она весьма большая — 60 на 40 сантиметров. Но самое главное, что мне это нравится и приносит огромное удовольствие. Как бы я ни уставала, меня тянет обратно к станку, и хотя бы 15 минут вышиваю.
Когда Вы узнали, что выставке быть, появилось ли ощущение, что это только начало, будут еще подобные мероприятия?
— Это первая выставка, и, скажу честно, что я волновалась как ребенок. Очень нервничала, так как появились некоторые трудности с афишей. Но друзья очень поддержали. После этого привезли работы в библиотеку, расставили их, чтобы посмотреть, что получится, и знаете, я сама испытала огромное удовольствие, увидев результат. Да, это мои картины, это плод моих трудов.
Скажите, какие ваши произведения больше всего Вас вдохновляют?
— Начинала я с натюрморта. Но и изображение зелени, деревьев и цветов мне очень нравится. В основном картины, над которыми я работаю, посвящены русской природе. Хотя есть экспонаты с изображениями городов и даже людей.
Расскажите, пожалуйста, поподробнее о процессе работы над картиной.
— Технология сложная. У меня есть специальный станок, на котором располагаются полотно, лупа, помогающая не напрягать зрение, так как работа весьма кропотливая, глаза быстро устают. Имеется клочок бумаги, на которой изображена цветовая гамма, в которой исполнена картина. Его удобно положить на полотно, чтобы правильно выбрать цвета. Я стараюсь вышить как можно больше элементов одного тона. Все, что я сделала, то вычеркиваю. И так медленно, но верно складывается картина. Стандартные приспособления для шитья здесь не подходят, поэтому я и приобрела специальные пяльцы и станок. Интересно, что количество цветов всегда разное. Чем сложнее картина, тем их больше. Но изображение получается интереснее и ярче. Например, в работе «Русская охота» 52 цвета.
Это очень кропотливый труд. Не устаете от нее?
— Нет, знаете, я испытываю восторг. Когда я начинаю работу над картиной, то меня охватывает азарт, хочется сделать ее быстрее, чтобы увидеть результат. Мне нравится сам процесс, очень тяжело остановиться. Ни одна работа не забрасывалась. Был случай, когда у близкого человека наступал день рождения, и я снимала работу со станка и приступала к подарку, но потом, конечно же, ее доделывала. Мне очень нравится дарить свои работы. Я получаю от этого удовольствие.
Скажите, а не было ли у Вас желания взять чистое полотно и вышить что-нибудь свое, тем более столь живописные места вполне располагают к этому?
— Нет, наверное, я все же не художник. Понимаете, когда перед вами готовая работа, то не надо заморачиваться, подбирать цвета, придумывать элементы, создавать образ в голове. Когда есть пример, то процесс становится немного проще. Я об этом даже не думала, не встречала таких мест, которые бы меня вдохновили на такой подвиг. Тем более, когда я выбираю работы, то могу увидеть изображение, отдаленно напоминающее родное поселение.
Подобное увлечение наверняка помогло развить художественный вкус. Как считаете, благодаря вышиванию стали ли Вы тоньше воспринимать картины, глубже понимать их авторов?
— Я стала смотреть на картины под другим углом. Раньше я просто покупала картину и рамку. Теперь же, спустя восемь лет с тех пор как я открыла для себя вышивание картин, я гораздо внимательнее стала относиться к работе. Рамки заказываю в багетной мастерской, выбираю долго, всматриваюсь, чтобы понять, какая подойдет лучше.
Помните ли Вы свою самую первую работу?
— Да, на ней был проведен специальный пунктир, по которому необходимо было вышивать. Но меня это не заинтересовало, и с тех пор я к подобной работе не возвращалась. Это слишком просто и мешает творчеству — когда все заранее прописано. Лучше вышивать со схемой. Таким образом картина получается насыщеннее, интереснее, хотя это и сложнее. Интересный опыт я получила, когда вышивала икону. Лик был уже нанесен контуром, но остальное все вышивалось по схеме бисером. Им же был сделан «Зимний пейзаж» — очень красивая работа благодаря материалу, который переливается и делает картину «живой» и натуральной. Первый раз, вышивая по схеме, я почувствовала азарт, я потратила на работу месяц, с учетом того, что работала. Когда я воссоздаю картину известного художника, то мне кажется, что каким-то образом я тоже прикладываю руку к шедевру, к настоящему искусству. Это непередаваемые ощущения.
Есть ли у Вас любимый художник, над картинами которого особенно приятно работать?
— Я вышивала картину Пьера Огюста Ренуара «Букет роз». Это была просто песня. Удивительная работа, в ней нет выделяющихся элементов, но цветы выглядят настолько живыми, натуральными, это что-то невероятное. Признаю честно, когда я закончила ее вышивать, то не смогла сдержать слез. Я получила огромное удовольствие. Еще дочка подарила «Звездную ночь» Ван Гога, которая далась мне с огромным трудом. Доделав его картину, я сказала вслух: «Ван Гог — чокнутый». Она очень темная, много оттенков одного цвета, я думала, что вообще не закончу картину. Это, конечно, шедевр, но я в любом случае получила огромное удовольствие.
Художник, когда рисует карандашом, может стереть неправильную линию или контур, а что с вышиванием, как исправить недочет?
— Это не так сложно, как кажется. Бывает, что я засмотрюсь в телевизор, вернусь к работе и вижу, что не тот стяжок (стежок) сделала. Но я распускаю его и исправляю ошибку. Но таких недочетов, что всю работу приходится распутывать, не бывает. Иногда вижу, что цвет не тот, без всяких нервов исправляю недостаток и возвращаюсь к процессу. У меня большая практика, поэтому критических ошибок я не делаю. Мне это очень нравится, и скажу вам, что благодаря своему увлечению я стала спокойнее и собраннее. Это помогает развивать память.
Включаете что-нибудь фоном во время работы?
— Ничего определенного, просто, чтобы что-нибудь играло на фоне. Никакой политики, конечно, из-за нее вообще можно все забыть. Очень люблю старые фильмы, которые знаю наизусть и поэтому их уже не надо смотреть. Также включаю записи концертов, особенно люблю слушать Муслима Магомаева. Скажу честно, что во время работы я не думаю, я полностью в творчестве.
А что завораживает больше: сам процесс или результат?
— На самом деле, все. И процесс, и, конечно же, результат. Хочется повесить на стену, на которой, к слову, уже нет места. Вообще, я очень люблю после работы над новой картиной «примерить», представить готовую картину. Но это не значит, что я тороплюсь, пытаюсь сделать побыстрее, нет. Но всегда приятно смотреть на плоды своей работы.
Какую картину планируете вышить следующей?
— Я уже и не планирую, если честно. От меня просто ждут новых работ, заказывают, просят сделать что-нибудь для них, а я этому и рада. Для подруги сейчас буду делать розы. Цветы вышивать лучше всего и потом их дарить. Обычный букет завянет, а такой будет много лет радовать глаз.
У Вас сегодня был мастер-класс. Скажите, Вам понравилась показывать людям свое творчество, процесс работы?
— Очень, знаете, мне это безумно понравилось. Делиться тем, что ты любишь, это прекрасно. Может быть, я стала сентиментальной, но меня очень тронули отзывы тех, кто сегодня пришел на выставку.
Пожалуй, самый главный вопрос: стоит ли жителям Десеновского и не только ожидать еще одной выставки картин?
— Да.
После разговора Людмила Лапушкина любезно пригласила меня познакомиться с выставкой. Картины были, не побоюсь этого слова, идеально расположены на уютной веранде. С первого взгляда не верилось, что они вышиты, создавалось впечатление, что работы написаны маслом.
Уходить совсем не хотелось, да и погода испортилась. Мы побеседовали с заведующей библиотеки Надеждой Тетеновой. Во многом благодаря ее усилиям многим людям, в том числе и мне, удалось порадовать себя культурным досугом. И это по-настоящему удивительно. Чудо в небольшой деревушке, которая находится на территории огромного мегаполиса.
До остановки нужно было идти минут десять. Несмотря на дождь, настроение было отличным. Хотелось бегать, кричать, радоваться, словно ребенок, получивший желаемую игрушку. А я получил нечто большее: тепло и уют, которых в шумном мегаполисе просто нет. В подобных местах ты заново обретаешь себя, вспоминаешь, кто ты и зачем ты здесь. Сакральная связь с настоящей природой.