"Карнавал". История фильма, ставшего легендой
39 лет назад, 17 февраля, советские зрители впервые увидели фильм «Карнавал». Песню-гимн кинокартины «Позвони мне, позвони» на стихи Роберта Рождественского слышали даже те, кто этот фильм не смотрел. Конечно, к судьбе автора сценария Анны Родионовой (на момент съемок она жила в нынешнем поселении Внуковское) история главной героини «Карнавала» не имеет никакого отношения. Пожалуй, их объединяет лишь «гром небесный» телефонных звонков, разделивших жизнь Анны Сергеевны на до и после.
В 1977 году в альманахе «Киносценарии» напечатали новую работу Анны Родионовой — «Карнавал». В ней рассказывалось о провинциальной девушке Нине Соломатиной, которая поехала покорять столицу в надежде стать актрисой. Но, провалив вступительные испытания, она была вынуждена хвататься за любую работу.
Когда эту историю экранизировали, она так понравилась зрителю, что в советском кинопрокате по итогам 1981 года заняла девятое место. Но это только на экране фильм смотрелся легко.
— Со сценарием я намучилась, — вспоминает Анна Сергеевна. — Хотя и написала первый вариант достаточно быстро.
Каждому — свое
Сначала за съемки картины хотел взяться Валерий Кремнев (режиссер фильмов «Ты не один», «Мимо окон идут поезда». — «НО»).
— И тут началось… Сценарий должен был пройти обязательную процедуру утверждения в художественном совете «Мосфильма». Но редакторам постоянно что-то не нравилось. Каждый из них говорил свое. Я переписала сценарий один раз, второй, третий... У меня уже комплекс появился, что это плохо, никому не нужно, — рассказывает Анна Родионова.
В итоге ее сценарий полностью переписали. Когда Анна Сергеевна увидела окончательный вариант, сказала: «Спасибо, я все поняла», решила убрать его на полку и больше никогда не доставать. А в начале 1980-х режиссер Татьяна Лиознова, преподавая во ВГИКе, дала своим воспитанникам задание: найти малоизвестное произведение и снять несколько эпизодов. Среди предложенных студенческих работ оказался и «Карнавал».
История сразу понравилась Татьяне Михайловне. В главной героине Лиознова узнала себя. Режиссер вспомнила, как ее сократили из «Мосфильма» и она тоже долго не могла устроиться на работу, как пыталась найти свое место под солнцем, но раз за разом получала отказы...
— Представьте мое удивление, когда после моих переживаний, самокопаний вдруг звонит Татьяна Михайловна и говорит: «Приезжай, будем подписывать договор». Ей понравился мой самый первый вариант, — вспоминает Анна Сергеевна.
Не кино, а мюзикл!
Когда начались съемки, Лиознова сразу сказала, что на площадке ей постоянное присутствие сценариста не нужно.
— Но Татьяна Михайловна иногда просила ей звонить. Сидеть целыми днями на съемках, как это было со «Школьным вальсом» (фильм тоже был снят по сценарию Родионовой. — «НО»), я не могла. У меня был маленький ребенок, — вспоминает Анна Родионова.
Поэтому в назначенный день она оставляла все дела и ехала в Москву к знакомой, чтобы позвонить. Своего телефона у нее не было. За 40 минут Татьяна Михайловна рассказала все, что сделала.
Этого Родионовой было достаточно. На съемочную площадку сценарист приехала лишь однажды.
Видимо, Лиознова так переживала, что нуждалась в поддержке и совете. Это были съемки эпизода с песней «Позвони мне, позвони».
Кстати, музыку на стихи Роберта Рождественского композитор Максим Дунаевский переписывал аж 20 раз. И ни один вариант режиссера не устраивал. Лиозновой категорически не нравилась мелодия. Примитивная! Она уже подумывала обратиться за помощью к кому-нибудь другому, да и Дунаевский, перепробовав, кажется, все варианты, не знал, что делать. И в итоге пошел на хитрость: взял самый первый вариант и принес.
— Вот видите — можете же хорошо работать, если вас заставить! — ободрительно сказала Татьяна Лиознова, наконец-то утвердив песню.
— Лиознова мечтала сделать музыкальный фильм. Но ей сначала не нравился и танцевальный коллектив, — говорит Родионова. — Приехав на съемочную площадку, я увидела рядом с ней незнакомого мужчину. Это был педагог по пластике Андрей Дрознин. В этой сцене режиссером стал он.
Во время репетиций Дрознин вскакивал, подходил к артистам, вновь и вновь показывал движения, открывал двери-декорации — закрывал. Продумывал все до мельчайших деталей и жестов.
— Дрознин много чего объяснял Ирине Муравьевой. И спустя несколько репетиций сцена наконец-то получилась такой, как надо! — вспоминает Анна Родионова. — Но скольких нервов это стоило!..
Сценарий при участии...
— Аня, ты должна приехать в Москву. Есть разговор, — сказала в очередном телефонном разговоре Татьяна Лиознова.
В этот раз она вызывала Анну Сергеевну не на площадку, а к себе домой.
— Я сняла сцену, где мишка катается на роликах. У тебя же этого нет в сценарии. Я хочу быть соавтором.
Анна Родионова ожидала чего угодно, но только не этого. Выстраданный сценарий, над которым она сидела столько времени, теперь может стать совсем не ее... Это был удар.
— Ты не переживай. Я напишу не «соавтор», а «при участии». Зато так нам разрешат снять две серии, увеличат бюджет. И мы тоже получим больше денег, — убеждала Лиознова.
Возразить сценаристка ничего не смогла. Она была благодарна Лиозновой за съемки. Без нее сценарий так и пылился бы на полке. Финансовый вопрос ее тоже волновал. Поэтому Анна Сергеевна согласилась. Главное, чтобы в сценарии и на афише были обещанные слова: «при участии Татьяны Лиозновой».
...Родионова вышла из кинотеатра «Россия», чтобы полюбоваться новенькой афишей «Карнавала». Фильм она уже видела на предварительном показе и осталась довольна. Правда, и она, и худсовет обратили внимание на слишком затянутую концовку. Но Лиознова ничего переделывать не стала. Ее авторитет был настолько высок, что она могла сказать решающее «нет». Премьера «Карнавала» должна была состояться через несколько дней. Какое это счастье — увидеть свою фамилию на афише в качестве автора сценария! Но...
— Я пришла в ужас! — вспоминает Анна Сергеевна. — Там было написано: «Фильм «Карнавал». Режиссер — Лиознова». Сценарий — Лиозновой и Родионовой». И никакого обещанного «при участии».
Да и фамилия режиссера стояла первой, а не второй. Неужели обман? Анна Родионова поднялась в кабинет директора кинотеатра и устроила ему разнос. Тот, недоумевая, тут же набрал номер Татьяны Лиозновой... На следующий день все афиши были исправлены так, как надо.
— В знак утешения мне дали 120 билетов на премьеру. Я опять приехала к знакомой, «села» на телефон и начала обзванивать всех родственников. И практически все из них пришли. Больше своих родных в таком составе я никогда не видела, — говорит Анна Сергеевна.
Афиша от всех обвинений
Концовка фильма Лиозновой получилась неоднозначной. Главная героиня, так и не покорив Москву, возвращается в родной Оханск к больной матери. А потом зритель вдруг видит сцену, где Нина Соломатина выступает перед полным зрительным залом. Что это? Мечты героини, которые не перестают ее преследовать, или она все-таки добилась того, чего хотела?
— Как-то Евгений Петросян подошел ко мне и сказал на этот счет: «А вы почему так сделали, что она не стала актрисой?» — вспоминает Родионова. — «Здравствуйте, — отвечаю я. — Просто так, что ли, в конце в луже мокнет афиша ее выступления? Это не потому, что Соломатина не стала актрисой, а потому, что она висела и упала». Этой афишей я защищаюсь от всех обвинений.
Татьяна Лиознова не могла оставить фильм с плохим концом. Ей была дорога главная героиня. Тем более что и у самой Лиозновой с карьерой все сложилось более чем удачно. Хотя в первоначальном сценарии Анны Сергеевны никакой актрисой Соломатина не стала. Фильм вообще заканчивается грустно и безнадежно. У героини умирает мать, а вместе с ней — и последняя надежда осуществить свою мечту. И вот Нина думает идти работать на комбинат.
— В то время мне казалось, что все должно закончиться плохо. Мне нравились плохие концовки. Да и время тяжелое было. Я и не думала, что все может быть хорошо, — говорит Анна Сергеевна.
30 лет спустя
В 2011 году внезапно возникла идея снять продолжение «Карнавала».
— Татьяна Михайловна, это Аня Родионова, помните? — сценарист набралась смелости и позвонила режиссеру.
— Да, — тихо ответила Лиознова.
— У нас к вам с Катей Жемчужной (в фильме она сыграла цыганку Карму. — «НО») предложение есть! — сказала Анна Сергеевна.
На днях ей самой позвонила Жемчужная и предложила написать продолжение «Карнавала». С каждой минутой разговора голос Лиозновой становился бодрее. Родионова обрадовалась:
— Вот мы сейчас с Катей к вам приедем, уже собираемся. Неужели все может получиться?
— Только не сегодня, — ответила Лиознова, а потом положила трубку.
Сейчас Анна Родионова терпеть не может эту фразу. Ни сегодня, ни завтра, ни через неделю она не увидела Лиознову. Спустя несколько месяцев Татьяны Михайловны не стало. Вместе с ней не стало и продолжения «Карнавала».