Кармен открывает двери
29 мая 2021 года. На часах 18:50, и гости Культурного центра «Киевский» (конечно же, в масках и перчатках) собрались у входа в зрительный зал. Через десять минут начнется первый спектакль, которого в поселке Киевский ждали больше 30 лет. Столько времени строился этот культурный центр. На открытии концертного зала побывали и «НО».
Тихо! Идет репетиция
Художественным руководителем в «Киевском» стал Гедиминас Таранда — бывший солист Большого театра, заслуженный деятель искусств РФ, основатель «Имперского Русского Балета».
— Когда мне предложили здесь работать, я подумал: какой-то Дом культуры... — вспоминал Гедиминас Леонович в своей фирменной манере: жестикулируя, меняя интонации на каждом слове (заслушаешься!). — Старый советский, наверное… Зачем он мне? Ну ладно, решил все-таки поехать посмотреть, что там такое. Поехал Таранда не случайно. Говорит, то он авантюрист по натуре.
В 1990-е закончил карьеру в Большом театре и создал свой «Имперский Русский Балет» (его президентом 10 лет была сама Майя Плисецкая), который стал гастролировать по России. Да и не в города «высокого ранга», а, наоборот, пониже — в Нижневартовск, Воронеж...
Из Новой Москвы Таранда вернулся с одним словом: восторг! Директор — не «совок» какой-нибудь. «Яковлевское» (КЦ в поселении Новофедоровское) — отдельный восторг!
— Какая там сцена… — восхищался Таранда. — А в «Киевском» можно будет сделать настоящий культурный взрыв! И теперь Таранда здесь. Сидит в последнем ряду партера. Правда, подходить к маэстро опасно. Сердит. Серьезен.
—Кто стулья уносить будет? — возмущается маэстро в микрофон и терпеливо ждет, пока артисты после сцены унесут за собой стулья, чтобы дальше продолжить репетицию. До спектакля остался всего час, нужно успеть закончить прогон. На сцене «Киевского» готовится к показу знаменитая «Кармен-сюита».
Чуть не остались без «Кармен»
Для этих артистов «Кармен-сюита» особенная. В репертуар «Имперского Русского Балета» ее перенесла сама Майя Плисецкая, для которой в 1960-е годы этот спектакль и был создан.
Правда, тогда партийная верхушка чуть было его не запретила, когда увидела, что вместо воздушной красивой истории типа «Шопенианы» или «Лебединого озера» получилась дерзкая «Кармен». А на сцене вместо положительного героя зрители увидели роковую красотку, которая соблазняет сразу троих. Непорядок! Партия считала, что советский зритель не готов к такому разврату! Убрать его со сцены! Но Плисецкой повезло: Екатерина Фурцева (министр культуры СССР. — «НО») после долгих уговоров все-таки разрешила оставить балет, но с двумя условиями: обязательно убрать вызывающие поддержки и прикрыть голые ляжки. «Это сцена Большого театра, товарищи!» — говорила она.
...Посмотрев на часы, Гедиминас Таранда еще раз велел вынести на сцену те самые стулья и вновь отрепетировать нужный момент. В лице за последние полчаса так и не поменялся. Сейчас он не артист и даже не худрук, а шеф! Его здесь так и называют. Но вроде последним прогоном шеф остался доволен:
— Закончили!.. — скомандовал он, не переставая сердиться.
Скорее всего, это простое волнение.
— Все летит. Перья летят! — говорит он после репетиции, пытаясь хоть как-то переключиться. Как оказалось, без неприятностей не обошлось. — И сцена новая, и костюмы не всем привезли. Поэтому сумасшедший дом такой. Все расслабились! Костюмер расслабилась! Да еще стоит и доводит меня...
Таранда, как всегда, эмоционален, но в меру. Бережет силы, чтобы вскоре выйти на сцену.
Обещанного три года ждут
— Больше 300 гостей у нас сегодня, — рассказывал Никита Фролов за пару минут до начала. — Билеты разобрали за пять минут! И когда узнавали, что свободных мест нет, говорили: а как же так!
В фойе действительно было много народа. Приходили с маленькими детьми, семьями. Кого здесь только не было.
— Да мы всю жизнь открытия ждали, — говорит жительница Киевского Вера Николаевна Котова. — А когда узнали, такая радость сразу! Ну наконец-то!
— Я, честно, уже и не верил, что Дом культуры когда-нибудь откроется, — рассказывает Вадим Ткачик. — В России же какой принцип работает: нет ничего более постоянного, как временное. Этот долгострой уже стал чуть ли не визитной карточкой. Теперь вряд ли кто-то забудет, что ДК в Киевском строили 30 лет. Хотя с открытием, как оказалось, «на верхах» затягивали. Об этом худрук рассказывал зрителям уже со сцены.
— Мы ждали открытия так же, как и вы. Год работали при закрытых дверях. Но здесь все кипело, красилось, перестраивалось. Приходили комиссии, говорили: «Нет, ну еще года три». Никита говорил: «Какие три года. Мне уже будет 36!» Он ехал в одно министерство, другое, договаривался. Он жил там уже целый месяц. И сказал: пока не откроете нас, я не уйду. Легче, конечно, было открыть нас, чем Никита бы жил в министерстве, — шутил Таранда, хотя кто знает…
Но все получилось. И, как когда-то мечтал Фролов, концертный зал «Киевского» открылся балетом! Спектакли взяли небольшие, одноактные. Но по характеру абсолютно разные. Сначала показали воздушную «Шопениану», потом дерзкую «Кармен-сюиту». Зрители не скупились на аплодисменты.
— Мы наконец-то увидели здесь спектакль! — говорили они, выходя из зрительного зала.
— Мы это сделали, — говорили директор и худрук КЦ за кулисами, собрав вокруг себя артистов. — Всем спасибо! Занавес!