Карен Шахназаров: Настоящая любовь дарует силы
Режиссер Карен Шахназаров стал продюсером фильма «Уничтожение террориста». Однако его картина «Анна Каренина. История Вронского» все еще будоражит зрителя.
- В вашей экранизации у Анны больше дьявольского начала, чем у Вронского. Неспроста есть суждение, что дьявол легче поселяется в женщину, чем в мужчину.
- Да, это так. Но осуждать Анну нельзя. Она — женщина с очень сильным характером, личность со своими принципами. В телевизионной версии я подробно показал, что Анна хочет победить Вронского. В глазах мертвой Анны было торжество победы, и об этом написал Толстой в своем романе. Бросаясь под поезд, она одерживает победу над Вронским. Анна заставила Вронского пожизненно нести груз вины за ее смерть.
Вронский не разлюбил Анну, но он немог допустить, чтобы стать рабом любви. Тема попытки Анны овладеть душой и жизнью Вронского — очень важная в романе Толстого.
- В вашем фильме есть современные нотки и темы, и Анна, несмотря на костюм, похожа на нашу современницу. Как вы считаете — изменились ли нравы, люди?
- Человек с точки зрения психологии неизменен, и в этом есть прелесть. Да, мы сравниваем времена — какое лучше, какое хуже. Для молодежи их время — лучшее, а для нас — время нашей молодости самое лучшее. Время — это вопрос поколений. Толстой рассказал историю любви молодых людей: Анна и Вронский молоды, и это имеет большое значение. Недавно прочитал книгу о взаимоотношениях Толстого и Софьи Андреевны и увидел пересечения с романом «Анна Каренина». На мой взгляд, роман — один из самых популярных в мировой литературе еще потому, что он основан на реальной жизни автора, соткан из его взаимоотношений с женщинами. Мне кажется, что Толстой больше похож на Вронского, чем на Левина. Левин — нечто идеальное, чем или кем хотел бы стать автор. А Толстой был сложным человеком, противоречивым. И по своей природе был очень страстным, темпераментным, эмоциональным человеком, и в этом он близок к Вронскому.
- После вашего фильма невольно возникает мысль: «Лучше жить без любви, чем с такой, как у Анны и Вронского»...
- Возможно, что без такой любви и лучше, да только все предрешено. Если любовь суждена, ничего с ней не поделаешь.
С одной стороны, любовь разрушает человека, а с другой — дает огромные силы. Каждое большое чувство открывает глубины и великие смыслы, и каждое большое чувство, как стихия, разрушает и сносит все на своем пути.
СПРАВКА
Карен Шахназаров родился 8 июля 1952 года. В 1975 году окончил режиссерский факультет ВГИКа. Дебютировал в кино картиной «Добряки». Широкую известность ему принес вышедший в 1983 году на экраны СССР музыкальный фильм «Мы из джаза». С 1998 года является генеральным директором киноконцерна «Мосфильм».