Вторник, 11 ноября 2025, 10:13
Пасмурно 6°

Опросы

10 ноября—Всемирный день науки за мир и развитие. Знали ли Вы о разработке инновационных плазменных двигателей для космических миссий, которые недавно создали в сотрудничестве с «Росатомом» в Троицке?

Загрузка ... Загрузка ...
Цитата дня
— Классические композиции всегда благоприятно влияют на душевное благополучие, поэтому слушатели точно проникнутся мастерством артистов. Творчество таких великих музыкантов не должно быть забыто.
— Классические композиции всегда благоприятно влияют на душевное благополучие, поэтому слушатели точно проникнутся мастерством артистов. Творчество таких великих музыкантов не должно быть забыто.
Заместитель директора ДК «Первомайское» Светлана Горовая.

Как учились сто лет назад?

Сто лет назад ученики могли только мечтать о школьной форме. Она появляется в СССР после Великой Отечественной войны. Фото: Давид Шоломович, РИА Новости

Уже в четверг школьники Новой Москвы вновь сядут за парты и начнут учиться. Ничего необычного, правда? А ведь их прабабушки и прадедушки помнят совсем другую картину: уроки без учебников, ручки без чернил и школу без школьной формы. «НО» поговорили с жителями ТиНАО и специалистом Главархива Москвы

Промокашка. Чернила не сразу высыхали на бумаге, к тому же перья могли оставлять после себя кляксы. И, чтобы убрать лишние чернила, к бумаге нужно было приложить специальный листок рыхлой пористой промокательной бумаги — промокашку.

Александром Балакиревым и выяснили, как учились дети сто лет назад.

Перо. Вместо ручек использовали стальные перья. В партах были специальные отверстия для пера и непроливайки, в которую наливали чернила.

Жительница Первомайского Ольга Садина вспоминает рассказ бабушки:

— Она училась в обычной деревенской школе в конце 1920-х годов. Говорила, что учебников у нее не было, писали перьями и прямо на старых газетах. А потом уже не до учебы ей как-то было, — говорит Ольга. — Так что понять, как учились сто лет назад, сложно.

Ведущий специалист отдела публикации Главархива города Москвы Александр Балакирев и вовсе говорит, что ответить на вопрос, как учились наши предки сто лет назад, непросто:

— Вот спрашивают: «А были ли учебники»? А их почти и не было. «А тетради?» Почти тоже не было. «А что насчет школь ной формы?» Мой ответ такой: у детей начала 1920-х годов вообще мало что было! Вспомните уроки истории: 1914 год — Первая мировая война, 1917 год — сразу две революции. А после — Гражданская война.

— Состояние, в котором страна оказалась в начале 20-х, называется разрухой, — говорит Александр Балакирев. — Производства останавливаются, внешняя торговля прекращается. Люди бегут из городов в деревни, потому что там хоть как-то можно прокормиться. И при всей этой ситуации

Тетрадь. Тетрадь мало изменилась. Раньше это была тетрадка такого же формата по 12 и 18 листов в клетку, в линейку и в косую линейку для младших классов, помогающая сформировать красивый почерк.

правительство заявляет, что в кратчайшие сроки построит самый передовой строй в мире — социализм. Более того: он должен быть создан с помощью новейших индустриальных технологий, ключом к которым является всеобщее образование. Чувствуете противоречие?

Индивидуальная доска. Недостаток бумаги компенсировался индивидуальными досками, которые были у учеников младших классов. Изготавливали доски из угольного сланца — аспида. Его шлифовали и заключали в рамку. Писали на досках специальным грифелем или мелом.

На начало 1920-х годов в стране две трети жителей не умели ни читать, ни писать. — В 1918 году советское правительство объявляет о введении Всеобщего бесплатного государственного школьного образования. В Москве в 1918 — начале 1920-х годов условия для организации народного образования были лучше. До революции в городе была сеть гимназий и народных четырех— и шестиклассных училищ. Поэтому были педагогические кадры, классы для учебы и учебные пособия. Но разруха не позволяла обеспечить людей нужными вещами. Все необходимое распределялось централизованно через школу, — говорит Балакирев.

От государства ученик получал и бесплатные завтраки. Тем, кому не в чем было ходить школу, бесплатно выдавали одежду и обувь. Тетрадей почти не было, писали на любых клочках бумаги, часто на старых газетах. Первым советским учебником стал «новый букварь» Флерова 1918 года, обучавший чтению в соответствии с установленными советской властью правилами орфографии.

— В 1918 — начале 20-х еще использовались старые учебники по математике, естествознанию. Многое ученикам приходилось воспринимать от учителя на слух и заучивать в классе. (Стабильные советские учебники по основным предметам начали появляться только с середины 1930-х). Школьной формы не существовало, — подытоживает Александр Балакирев.— Форма появилась только после окончания Великой Отечественной войны. Это были серые гимнастерки, подпоясанные ремнем, и серые брюки для мальчиков, коричневые платья с черным и белым — парадными фартуками для девочек.

Новости партнеров