Четверг, 14 ноября 2024, 18:20
Пасмурно 1°

Опросы

Всемирный день вторичной переработки отмечают 15 ноября. Знаете ли Вы, в каком населенном пункте в ТиНАО расположен экокластер с пунктом раздельного сбора вторичных материальных ресурсов?

Загрузка ... Загрузка ...
Цитата дня
—  В Краснопахорском районе ТиНАО формируется крупный пищевой кластер. Город предоставил землю для локализации производства уже пятой компании, которая построит комплекс по выпуску готовых блюд. Договор аренды заключен по ставке 1 руб. в год.
— В Краснопахорском районе ТиНАО формируется крупный пищевой кластер. Город предоставил землю для локализации производства уже пятой компании, которая построит комплекс по выпуску готовых блюд. Договор аренды заключен по ставке 1 руб. в год.
Заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Владимир Ефимов.

Как учились сто лет назад?

Сто лет назад ученики могли только мечтать о школьной форме. Она появляется в СССР после Великой Отечественной войны. Фото: Давид Шоломович, РИА Новости

Уже в четверг школьники Новой Москвы вновь сядут за парты и начнут учиться. Ничего необычного, правда? А ведь их прабабушки и прадедушки помнят совсем другую картину: уроки без учебников, ручки без чернил и школу без школьной формы. «НО» поговорили с жителями ТиНАО и специалистом Главархива Москвы

Промокашка. Чернила не сразу высыхали на бумаге, к тому же перья могли оставлять после себя кляксы. И, чтобы убрать лишние чернила, к бумаге нужно было приложить специальный листок рыхлой пористой промокательной бумаги — промокашку.

Александром Балакиревым и выяснили, как учились дети сто лет назад.

Перо. Вместо ручек использовали стальные перья. В партах были специальные отверстия для пера и непроливайки, в которую наливали чернила.

Жительница Первомайского Ольга Садина вспоминает рассказ бабушки:

— Она училась в обычной деревенской школе в конце 1920-х годов. Говорила, что учебников у нее не было, писали перьями и прямо на старых газетах. А потом уже не до учебы ей как-то было, — говорит Ольга. — Так что понять, как учились сто лет назад, сложно.

Ведущий специалист отдела публикации Главархива города Москвы Александр Балакирев и вовсе говорит, что ответить на вопрос, как учились наши предки сто лет назад, непросто:

— Вот спрашивают: «А были ли учебники»? А их почти и не было. «А тетради?» Почти тоже не было. «А что насчет школь ной формы?» Мой ответ такой: у детей начала 1920-х годов вообще мало что было! Вспомните уроки истории: 1914 год — Первая мировая война, 1917 год — сразу две революции. А после — Гражданская война.

— Состояние, в котором страна оказалась в начале 20-х, называется разрухой, — говорит Александр Балакирев. — Производства останавливаются, внешняя торговля прекращается. Люди бегут из городов в деревни, потому что там хоть как-то можно прокормиться. И при всей этой ситуации

Тетрадь. Тетрадь мало изменилась. Раньше это была тетрадка такого же формата по 12 и 18 листов в клетку, в линейку и в косую линейку для младших классов, помогающая сформировать красивый почерк.

правительство заявляет, что в кратчайшие сроки построит самый передовой строй в мире — социализм. Более того: он должен быть создан с помощью новейших индустриальных технологий, ключом к которым является всеобщее образование. Чувствуете противоречие?

Индивидуальная доска. Недостаток бумаги компенсировался индивидуальными досками, которые были у учеников младших классов. Изготавливали доски из угольного сланца — аспида. Его шлифовали и заключали в рамку. Писали на досках специальным грифелем или мелом.

На начало 1920-х годов в стране две трети жителей не умели ни читать, ни писать. — В 1918 году советское правительство объявляет о введении Всеобщего бесплатного государственного школьного образования. В Москве в 1918 — начале 1920-х годов условия для организации народного образования были лучше. До революции в городе была сеть гимназий и народных четырех— и шестиклассных училищ. Поэтому были педагогические кадры, классы для учебы и учебные пособия. Но разруха не позволяла обеспечить людей нужными вещами. Все необходимое распределялось централизованно через школу, — говорит Балакирев.

От государства ученик получал и бесплатные завтраки. Тем, кому не в чем было ходить школу, бесплатно выдавали одежду и обувь. Тетрадей почти не было, писали на любых клочках бумаги, часто на старых газетах. Первым советским учебником стал «новый букварь» Флерова 1918 года, обучавший чтению в соответствии с установленными советской властью правилами орфографии.

— В 1918 — начале 20-х еще использовались старые учебники по математике, естествознанию. Многое ученикам приходилось воспринимать от учителя на слух и заучивать в классе. (Стабильные советские учебники по основным предметам начали появляться только с середины 1930-х). Школьной формы не существовало, — подытоживает Александр Балакирев.— Форма появилась только после окончания Великой Отечественной войны. Это были серые гимнастерки, подпоясанные ремнем, и серые брюки для мальчиков, коричневые платья с черным и белым — парадными фартуками для девочек.

Новости партнеров