Как стать долгожителем современного телевидения
4 января популярная детская телепрограмма «АБВГДейка» отметила 44-й день рождения. Корреспондент «Новых округов» побывал на «Мосфильме» и увидел, что происходит за кулисами телепередачи.
С чего все началось
Как ни странно, идея создания детской обучающей программы появилась вовсе не на Центральном телевидении СССР. Создать АБВГДейку помог случай.
В первой половине 1970-х годов начальник управления дошкольного воспитания Министерства просвещения СССР Роза Курбатова съездила в командировку в Америку. Там по телевизору она увидела учебно-развлекательную программу для детей «Улица Сезам». В ней выдуманные персонажи задавались вопросами об окружающем мире и сами искали на них ответы. Идея готовить детей к школе с помощью телевидения настолько понравилась Розе Курбатовой, что она оформила эту идею в социальный заказ от Министерства образования СССР Центральному телевидению, а конкретно — учебной редакции. Телевизионщики оценили задумку, но решили создать что-то свое, не снимать «кальку» с зарубежной программы.
Написать сценарий будущей АБВГДейки предложили Эдуарду Успенскому. К тому моменту автор уже покорил советских ребят рассказами о дяде Федоре и Чебурашке с Крокодилом Геной, и даже взрослые распевали песенку из его «Радионяни». Успенский точно знал, кого хотят увидеть дети на экранах телевизоров. Поэтому он решил использовать клоунов, отправив их на учебу в АБВГДейскую школу. Автор посадил их за парту и «поставил» над ними учительницу, которая воспитывая экранных учеников, воспитывала и детей. Весело и легко ребят знакомили с основами грамоты, счета, рассказывали об окружающем мире, Правилах дорожного движения и других важных и полезных вещах.
АБВГДейка быстро стала популярной, а вместе с ней и ее актеры. В первом составе оказались Александр Филиппенко (клоун Саня), Семен Фарада (клоун Сеня), Татьяна Непомнящая (клоунесса Таня), Владимир Точилин (Владимир Иванович) и Татьяна Черняева (Татьяна Кирилловна). Спустя 20 выпусков некоторые из них стали настолько востребованными в актерской профессии, что уже не смогли совмещать работу в АБВГДейке с игрой в театрах. Первый состав пришлось распустить. Только Татьяна Черняева, известная больше как Татьяна Кирилловна, оставалась бессменной ведущей, редактором, а теперь и художественным руководителем передачи. С ней корреспондента «НО» познакомил Яков Шварцман — один из сценаристов программы, а также руководитель театральной студии в ДК «Первомайское».
Как поживает передача сейчас
АБВГДейку снимают на «Мосфильме» один раз в месяц в течение двух дней. За год выходит 38 эпизодов. За 44 года их выпустили около полутора тысяч. За это время сменилось более пяти актерских составов. Сейчас героями АБВГДейки стали Шпилька, Гоша Пятеркин, почтальон Печкин, Светлана Юрьевна, Татьяна Кирилловна и Клепа. Кстати, последний — один из главных долгожителей передачи. На экране он с 1978 года, а с 1984-го — роль Клепы бессменно играет Сергей Балабанов.
Корреспондент «НО» пообщался с Татьяной Кирилловной и узнал, что же поменялось на программе за столько лет.
По признанию Татьяны Черняевой, за все время программа не изменила своей концепции — подготовке детей к школе. Поменялись только технологии. Раньше для съемок каждого выпуска искали тематическую площадку. Пришлось и в цирк заглянуть, и на пароходе походить. А сейчас АБВГДейка идет в ногу с компьютером. Одно нажатие кнопки — и герои покоряют космос, а может быть, заглядывают в гости к Петру I.
— Со временем совершенствуется методика дошкольного воспитания. Мы постоянно следим за изменениями и стараемся им соответствовать. И в то же время я бы сказала, что мы старомодные — несем уважение к вечным нравственным ценностям. Может быть, поэтому до сих пор востребованы детьми и родителями, — рассказывает Татьяна Черняева.
Несмотря на свою «старомодность», редакторы передачи следят за современными тенденциями среди маленьких зрителей. Например, недавно герои программы рассказывали ребятам, почему полезно вести видеоблог. Клоунам удалось дать несколько советов и рассказать о плюсах и минусах такого увлечения.
— Не знаю почему, но мне, например, постоянно дают писать сценарии на философско-научные темы. Недавно рассуждал о послании в будущее. А еще кажется, что я стал литературным мазохистом: мне нравится писать сценарий, а потом переписывать его снова, когда что-то не получается. Это заставляет мысль работать, — рассказывает Яков Шварцман.
Советское время
Раньше на съемки одной передачи уходило около десяти дней. Для этого приходилось искать специальную площадку. Но, как правило, проблем с реализацией задуманного никогда не возникало. Любая инициатива всегда поддерживалась «сверху».
Если говорить о политике, то в детской телепередаче ее не было. Никто не восхвалял партию и не благодарил дедушку Ленина за счастливое детство.
— Но если разобраться, то мы соответствовали идеологии и придерживались мнения: «все лучшее — детям», да и от Кодекса строителя коммунизма не отходили: «Человек человеку друг, товарищ и брат». В этом никогда ничего плохого не было, — вспоминает Татьяна Кирилловна.
Не написать ли в АБВГДейку?
За 44 года существования передачи сюда пришло около двух миллионов писем. Из них редакция ответила на 800 тысяч. В советское время на передаче был даже небольшой штат студентов. За один ответ они получали 2 копейки, а за месяц работы могли получить около 60 рублей. Но однажды отвечать пришлось и на «плохое письмо». У передачи появился «суровый критик».
В одном из выпусков, посвященных Правилам дорожного движения, Клепа подвергся серьезным обвинениям. Рассказывая клоуну, что дорогу нужно переходить «по зебре», герой снял с себя тельняшку, постелил на дорогу и прошелся по импровизированному переходу. За что неравнодушный зритель написал гневное послание «наверх», сказав, что клоун топчет символ матросской славы.
Но все-таки хороших писем на программу поступало намного больше.
Уже традиционно Татьяна Кирилловна вместе с Печкиным в конце каждой передачи отвечает на письма ребят. Однажды, рассказав в выпуске про букву «А», они попросили детей изобразить ее и прислать в редакцию. Одна девочка решила выпечь домашнее задание из теста и прислать посылкой. Кулинарный шедевр показали по телевизору, похвалив его автора. После этого редакцию буквально завалили фигурками из теста. Три недели участники передачи пили чай с домашним заданием. А те, кто все-таки нарисовали букву «А», прислали сотни «арбузов», «аистов» и «ананасов».
— А один ребенок изобразил человека в чалме со сложенными руками и написал «Аллах». А еще кто-то нарисовал четыре синих прямоугольника, в каждом из которых стояла цифра «5» и подписал «аванс». Это еще в советское время было, — вспоминает Татьяна Черняева. До сих пор письма юных телезрителей приходят в редакцию сотнями.
Было время, когда АБВГДейка перестала выходить на экраны. В начале 1990-х она ушла из эфира на несколько лет из-за отсутствия финансирования. А затем повторы некоторых выпусков стали вновь показывать по телевизору. С 2000-х годов передача возродилась. Сейчас она выполняет миссию сохранения и пропаганды русского языка в мире, обретя зрителей в ближнем и дальнем зарубежье.
АБВГДейку можно смело назвать долгожителем советского и российского телевидения. По «возрасту» она уступает только «КВН», программе «Время» и «Спокойной ночи, малыши!».
Секрет такой популярности прост. У передачи всегда есть постоянные зрители. Ребенок знакомится с АБВГДейкой в 4 года и до 10–11 лет продолжает «учиться и играть» вместе с ней. А удивить маленьких телезрителей создателям передачи вовсе не сложно. По признаниям Татьяны Черняевой, интересных тем для следующих выпусков хватит до столетнего юбилея программы. Ну а пока приоткроем завесу тайны и расскажем о планах передачи на ближайшее будущее. Новый сезон АБВГДейки будет посвящен изучению народов России.