Как кукла-оберег помогла жениха найти
Проект «Московское долголетие» объединяет активных и талантливых людей. С одной стороны, тех, кто, несмотря на солидный возраст, открыт ко всему новому и готов учиться. С другой — тех, кто любит передавать свои знания, делиться опытом.
У Елены Бунаковой из поселения Первомайское за плечами насыщенная и интересная жизнь. Она успешный коллекционер и исследователь национальных костюмов разных народов мира. И как волонтер женщина с удовольствием делится своими знаниям и умениями с участниками программы «Московское долголетие». На прошедшем в конце апреля на ВДНХ фестивале, посвященном проекту, она провела мастер-класс по изготовлению славянских кукол-оберегов. Это не просто увлекательное творчество, в процессе которого из лоскутков и палочек создаются разнообразные куколки, но процесс даже мистический. — Создание кукол-оберегов — это традиция очень древняя. Почти в каждом доме наших предков-славян их делали. Но это не игрушка для детей, а символический образ, который создавали с определенной целью: оберегать дом, лечить человека, помогать хозяйке с домашними хлопотами или даже чтобы найти жениха девушке, — рассказывает Елена Робертовна.
Например, обереговую куклу «ДеньНочь» делали в семье в канун Нового года. С одной стороны, она из белой ткани, с другой — из темной. Утром ее вешали в доме светлой стороной, вечером переворачивали. Весь год она охраняла дом, а в канун следующего Нового года сжигалась и делалась новая. У куклыкрупенички в руке мешочек с семенами, чтобы дома всегда всего было в достатке. Кукла-десятиручка с длинной косой и с пятью ручками с каждой стороны помогала хозяйке хорошо справляться с домашними обязанностями и так далее.
Но чтобы оберег действительно помогал своим владельцам, в процессе изготовления этих маленьких куколок нужно обязательно говорить и думать о хорошем, закладывая в нее определенный смысл — по сути, кодировать на добрые свершения.
— Если, например, делая куклу-капустку с пышной юбкой, думать о будущем прекрасном женихе, он обязательновскоре появится на горизонте, — объясняет Елена Бунакова. — Ведь чтобы выйти замуж, девушка должна произвести хорошее впечатление. И вот она старательно делает эту куколку, а потом ставит на окошко.
Молодые люди, прогуливаясь по улице, видят эту куклу в окне и понимают, что девушка — хорошая рукодельница и замечательная хозяйка.
Они засылают сватов, и если сговариваются, куколку с подоконника убира-ют: она свою миссию выполнила. Я например, очень желала жениха своей приятельнице и подарила ей такую куклу-капустку. Через месяц она мне сообщила, что у нее начался роман с соседом.
Нам, современным москвичам, может показаться, что обрядовые куклы — не более чем пережитки прошлого.
А на самом деле до сих пор в деревнях, особенно карелы и южане, любят мастерить такие куклы. Да и судя по тому, сколько участников собрал мастеркласс Елены Бунаковой, москвички тоже не прочь приобщиться к древней традиции. Все куклы-хранительницы делаются без лица, потому что только безликая кукла, не имеющая души, может быть оберегом. В противном случае это уже не оберег, а колдовство.
Вообще славянские куклы — это только малая часть большого дела жизни Елены Бунаковой. У нее собрана и описана огромная коллекция аутентичных костюмов бывших союзных республик. Она собирала ее много лет, сопровождая мужа в командировках по странам СНГ, обследуя блошиные рынки, получая интересные вещи в дар от знакомых и так далее.
Елену часто приглашают делать выставки в Троицком музее.