Учебный год: как это было
В пятницу, 22 мая, в школах закончились уроки. И хотя самый ответственный момент для выпускников — Единый государственный экзамен — еще впереди, учебная часть года подошла к концу. О том, каким учебный год был для Новой Москвы, рассказала и.о. начальника Управления образования ТиНАО Елена Бондаренко.
— За прошедший год в системе образования Троицкого и Новомосковского административных округов произошло много изменений, — сказала Елена Бондаренко. — Они зрели не месяц-два, а несколько лет.
Главное, что во всей Москве, как и в ТиНАО, завершилась реструктуризация сети образовательных организаций — объединение учреждений в образовательные комплексы. В округах этот процесс шел последние 1,5 года, и сегодня мы вместо 72 образовательных организаций имеем 12. Это 11 крупных образовательных комплексов, включающих школы и детсады, и школа в Щербинке, которая сейчас думает о присоединении, ведь оно дает очевидные преимущества. Наглядный эффект мы увидели в экономике школ — это сокращение доли управленческо-административного персонала в общей численности работников: с 12 процентов в 2012 году до 5 в первом квартале 2015 года. Экономия, полученная от этой оптимизации, направлена в фонд оплаты труда педагогов. Если в 2014 году средняя ежемесячная зарплата учителей составляла 61 тысячу рублей, а педагогов дошкольного отделения — 47 тысяч, то в первом квартале этого года — 67 тысяч рублей и 51 тысячу рублей соответственно. Но главное преимущество от объединения — создание единой образовательной среды. Ведь исторически сложилось так, что все школы Троицкого и Новомосковского административных округов по-разному обеспечены инфраструктурой, кадрами, лабораториями, оборудованием, а теперь есть возможность пользоваться ресурсами других зданий комплекса.
Сказалось ли объединение на образовательных результатах?
За три года функционирования системы образования ТиНАО наметилась положительная динамика образовательных достижений наших детей. И эти достижения — эффект от усилий конкретных педагогов, управленческих решений, а также определенный вклад от укрупнения школ. Со временем этот вклад станет еще более очевидным.
У нас четыре школы — № 2065, № 2075, № 2070 и № 2083 вошли в рейтинг ТОП-400 лучших московских школ. Новые москвичи стали побеждать во Всероссийских олимпиадах школьников. Например, в этом году от ТиНАО пять призеров и один победитель Всероссийской олимпиады, в прошлом году было два победителя, в 2013 году не было ни одного.
Еще новость: учеников доставляют в школу на автобусах …
Да, подвоз организован прежде всего для детей, которым далеко добираться до школы. Порядка 600 школьников утром отвозят в школу на автобусе, а после уроков — обратно домой. Некоторым ребятам, которые живут, например, в коттеджных поселках или удаленных от административных центров деревнях, до школы добираться километров десять. На эту программу Департаментом образования Москвы было выделено около 100 миллионов рублей. Кроме того, детей возят на окружные мероприятия, дополнительные занятия, соревнования в другие округа Москвы.
Ресурсные центры в школах — тоже новинка?
Ресурсные центры в школах начали работать еще в прошлом году, но в этом году их перечень расширился. Поскольку в системе образования ТиНАО нет учреждений дополнительного образования, центров военно-патриотического воспитания, в каждом образовательном комплексе создан условно называемый ресурсный центр, который отвечает за координацию деятельности по какому-либо направлению среди других школ. Например, военнопатриотическое воспитание закреплено за школой № 2073 (поселение Вороновское). Координацию деятельности в творческом направлении осуществляет школа № 2065 в поселении Московское. Пять школ ТиНАО являются ресурсными центрами для остальных образовательных организаций по психолого-педагогическому сопровождению детей и взрослых.