История русского балета: легенды танца и их наследие
Ровно 25 лет назад не стало выдающейся русской балерины Ольги Спесивцевой, танцовщицы, которая запомнилась зрителям своими яркими образами Одетты из «Лебединого озера» и Эсмеральды из одноименного балета. Ольга Спесивцева подарила миру свои неповторимые выступления, в результате чего стала одной из легенд русского балета.
История этого вида сценического искусства берет начало в семнадцатом веке, когда появлялись первые уникальные постановки. Постепенно балет набирал популярность и уже к концу двадцатого столетия считался визитной карточкой страны. За все время существования этого вида искусства в России появлялись различные балетные школы, где проходили обучение прославившиеся на весь мир танцовщицы: они завоевывали признание зрителей своими утонченными движениями, выразительными взглядами и мастерской передачей образов.
Одной из выдающихся балерин российской сцены до сих пор считается Анна Павлова. Именно ей принадлежит легендарный образ, впервые появившийся в хореографической миниатюре «Умирающий лебедь». Ее силуэт стал официальной эмблемой «Русских сезонов», серии гастрольных выступлений русских артистов оперы и балета за рубежом.
Свой вклад в развитие балетного искусства внесла Галина Уланова. Ее лучшими образами были признаны роль Джульетты в балете Прокофьева, Маши из «Щелкунчика» Чайковского и Марии из «Бахчисарайского фонтана». Под руководством Улановой проходили репетиции в Большом театре, среди ее учеников – солисты Парижской «Гранд Оперы», Гамбургского и Австралийского балета.
Не менее значимая роль была у Майи Плисецкая. Она пришла на смену Галине Улановой, заняв место прима-балерины Большого театра. Специально для нее был поставлен балет «Кармен-сюита», миниатюры «Гибель розы», «Прелюдия» и другие спектакли.
Судьбу русского балета во многом определила Агриппина Ваганова, танцовщица, которая помогла систематизировать традиции классического императорского балета в советское время. Ее имя носит Академия Русского балета в Санкт-Петербурге.
В ее репертуаре наиболее запоминающимися были роли Авроры из «Спящей красавицы» и Никии из балета «Баядерка». Матильда Кшесинская была не только прима-балериной Мариинского театра, но и заслуженной артисткой Его Величества Императорских театров.
Искусству балета в современной России еще многое предстоит пережить: на смену легендам приходят новые исполнители, подающие большие надежды.