Истинное счастье Александра Калягина
В этом году один из лучших столичных театров Et Cetera — отмечает 25-Его бессменный руководитель Александр Калягин рассказал «НО», почему для праздничной постановки он выбрал гоголевского «Ревизораграл... Хлестакова.
- Александр Александрович, объясните: почему вы играете Хлестакова, а не Городничего?
- Если вы про мой возраст, то попробую объяснить: в спектакле «Ревизор» мой герой не так молод, как у Гоголя. Кто в наше время поверит, что 23-летний картежник без царя в голове, пропойца, любитель женщин, который все время куролесит, несет чепуху, а чиновники, взрослые дядьки, позволяют обмануть себя этой «пигалице»? Сегодня, в наш информационный век, можно задать один вопрос, чтобы понять — кто такой Хлестаков? И кто в наше время поверит, что 200 рублей — это крупная взятка? Что сегодня 200 рублей, когда миллионами дают? При этом коррупция почти неистребима, причем во всех странах, и об этом — «Ревизор». Сегодня среди чиновников немало молодых людей, и нашему Городничему где-то 42.
- Какую технику вы используете в игре? Играете по системе Станиславского?
- Я не знаю, что использую. Честно, не знаю. Иногда помогает Станиславский, иногда Михаил Чехов, иногда кто-то другой. Я как умелый пловец в лодке, но волны то в два балла, то в три, то штиль, и приходится приспосабливаться. Актер должен уметь приспособиться к волнам. Причем актер должен сам уметь приспосабливаться. Я встречал актеров, которые работали по системе Михаила Чехова, но роль у них не получалась. Это умение — все прочитать, все знать и при этом делать по-своему, делать свое. Счастье, когда работаешь с хорошими режиссерами, но и с ними надо уметь все делать по-своему.
- Расскажите, пожалуйста, о том, как вы работали с великими режиссерами.
- Олег Ефремов во время репетиций показывал актерам гениально — и повторять его было нереально. Анатолий Эфрос потрясающе показывал, как играть, показывал много, а в какой-то репетиционный момент бросал показывать, давая актеру возможность проявить себя самостоятельно. То есть он учил, учил и отпускал... Можно прочитать сто книг и быть дураком, а можно прочитать одну книгу и стать умным. Но знать нужно все. По крайней мере стараться.
- А с Никитой Михалковым в фильме «Неоконченная пьеса для механического пианино»?
- Никита Михалков сразу сказал, что я буду играть главную роль. Только поставил условие — серьезно похудеть. Пьесу «Платонов» Чехов написал в 18 лет, и в ней столько всего! Александр Адабашьян и Никита Михалков написали гениальный сценарий, в котором соединили первую пьесу Чехова с его другими произведениями.
- Чем порадуете публику в новом театральном сезоне?
- Первая премьера театра «Et Сetera» — «Земля Эльзы» в постановке Натальи Тарандиной. Пьеса современного д раматурга Ярославы Пулинович о любви двух немолодых людей. Спектакль — бенефис народной артистки России Людмилы Дмитриевой. В октябре начнется работа над спектаклем «Декамерон». Также режиссер Адольф Шапиро поставит у нас спектакль. Сегодня прислал мне две пьесы, что называется, на выбор. Будут ставить молодые режиссеры. Без молодежи театр развиваться не может.
СПРАВКА
Александр Калягин родился 25 мая 1942 года. В 13 лет написал Аркадию Райкину письмо о своем желании стать актером и нежелании учиться. Аркадий Исаакович ответил на письмо: «Саша, я верю в труд. Что такое труд? Труд — это основа всего для меня…» В 1959 году окончил Московское медицинское училище № 14 по специальности акушер, в течение двух лет работал фельдшером на скорой помощи.
В 1965 году Александр Калягин окончил Театральное училище имени Б. Щукина и был принят в труппу Театра на Таганке.
В 1967 году перешел в Театр имени М. Н. Ермоловой. В 1970 году Олег Ефремов пригласил Калягина в «Современник». В 1971 году вслед за Ефремовым перешел во МХАТ и Калягин. После раскола МХАТа в 1987 году Александр Калягин остался с Ефремовым в театре, получившем название МХТ им. Чехова. В 1992 году создал собственный театр — Et Cetera, который и возглавляет в настоящее время.