Истина сияет подобно свету. День рождения Альбера Камю
Сегодня, 7 ноября, день рождения знаковой личности в экзистенциальной философии — Альбера Камю. Некоторые читатели называют его литературу путем к самопознанию. Герои книг отчуждены и чувствуют мир иначе.
Часто образ жизни автора проецируется на его творчестве. Познание враждебности мира, трагизм одиночества и другие непростые ситуации и обстоятельства, с которыми сталкивается «иррациональный» человек, близки ли Камю или этим багажом обладают лишь его герои? Попробуем выполнить непростую задачу — расставить все по полкам и найти параллели.
Господину Луи Жермену
Камю родился в бедной франкоалжирской семье. Его отец — смотритель винного подвала, который умер спустя год после рождения сына, а мать — полуглухая не отличавшаяся грамотностью женщина. Камю вырос в Алжире. Местные дети, отучившись в начальном классе, приступали к работе, зарабатывая конкретным ремеслом. Камю могла бы настигнуть та же участь, если бы не его педагог Луи Жермен. Он настоял на том, чтобы мальчик отучился в лицее.
Во время получения Нобелевской премии «за огромный вклад в литературу, высветивший значение человеческой совести» в 1957 году, Камю посвятил свою речь учителю.
«Без Вас, без Вашей руки, сердечно протянутой бедному малышу, каким я тогда был, без Вашего преподавания и примера ничего этого не было бы» — написал Камю своему первому наставнику после получения премии.
Попытка стать ученым
Французский лицей давал хорошую гуманитарную подготовку и право без экзамена поступить в университет. Камю выбрал близкую для него форму познания мира — философию. Путь алжирского студента заключался не только в исследовании бытия через изречения мыслителей, но и через столкновение с окружающей реальностью. Чтобы содержать себя и платить за обучение, Камю был вынужден работать.
Он попробовал себя в роли частного учителя, продавца запчастей и ассистента в метеорологическом институте. Может, по этой причине Камю так жаждал равенства для всех слоев населения?
Сизиф и бегство в иллюзии
Первое, что можно увидеть в справочниках о Камю — его род деятельности — писатель, философ и эссеист. Несмотря на устойчивость подобных определений, он играл за юношескую футбольную команду клуба Racing Universitaire d'Alger, ставил постановки по Федору Достоевскому и пробовал себя в качестве технического редактора газеты Paris-Soir. Но оппозиционно настроенного Камю вскоре уволили из печати. После этого автор написал эссе, героем, которого становится Сизиф. Он живет полной жизнью, ненавидит смерть и обречен на бессмысленный труд. Герой мифологи осознает бесцельность и однозначность своей судьбы, обретает свободу в понимании абсурдности ситуации и достигает состояния умиротворенного принятия.
Возвышение над абсурдом
«Я извлекаю из абсурда, три следствия — мой бунт, мою свободу и мою страсть…», — писал Камю в возрасте 27 лет.
Автор пришел к выводу, что человек имеет выбор: можно жить в своем времени, приспосабливаясь к нему или пытаться возвыситься над ним, но можно и вступить с ним в сделку. Последнее не импонировало мыслителю. Он считает, что от абсурда есть шанс спастись бегством в иллюзии повседневности или следованием какой-то идее.
Людей, пытающихся возвыситься, Камю называет завоевателями. Согласно автору, такой человек подобен богу, потому, что «он знает свое рабство и не скрывает этого». Путь его к свободе освещает знание. Завоеватель — это идеал человека, но быть таковым, по его мнению, — это удел немногих. Относил ли Камю себя к их числу?
Одна идея — разные трактовки
Жан-Поль Сартр — человек, который, казалось, был близок к видению мира Альбера Камю. За их взаимоотношениями следила пресса и ожидала момента накала конфликта.
Писателей объединяла идея, но в остальном они совершенно разными людьми. Камю — вырос в бедной семье, но своей обаятельностью притягивал людей. Сартр — человек из высших слоев общества с непрезентабельным внешним видом.
Несмотря на такой контраст мыслители были уверены, что послевоенной Европе нужна новая идеология, соответствующая настроениям народа. Экзистенциализм, идея свободы и борьба за справедливость соединила двух французов на стыке непростых времен. Но политические идеи стали камнем преткновения в их взаимоотношениях. Революцию, по мнению Камю, нельзя использовать для того, чтобы повернуть историю в нужном направлении, а Сартр считал, что она и есть способ достижения свободы и справедливости.
На радость журналистам разлад друзей стал сенсацией в прессе. В основанном Сартром журнале «Новые времена» опубликовали разгромную рецензию на «Бунтующего человека» Камю. Номер разошелся тройным тиражом.
«Дорогой Камю! Наша дружба не была легкой, но я буду о ней сожалеть», —написал Сартр в одной из своих статей.
***
В своей Нобелевской речи Камю, назывное имя которого было Совесть Запада, рассказал о предназначении писателя: «...Писатель может обрести чувство живой солидарности с людьми, которое оправдает его существование — при том единственном и обязательном условии, что он взвалит на себя, насколько это в его силах, две ноши, составляющие все величие его нелегкого ремесла: служение правде и служение свободе».