Исскуство граффити: от истоков на поток
Молодежная палата Таганского района выступила с инициативой провести конкурс граффити, в котором каждый желающий сможет порадовать москвичей своими навыками художника-граффитиста. Конкурс станет частью проекта молодых парламентариев «Арт-Таганка: возвращение к истокам».
Как же эволюционировали граффити в Москве в последние годы?
Изначально искусство граффити было частью урбанистической субкультуры и потому являлось достоянием отдельных «продвинутых» представителей молодежи. Увлеченные хип-хопом молодые люди с помощью баллончиков с краской оставляли замысловатые надписи везде, где только можно – на заборах, фасадах домов, на асфальте и на пригородных электричках. Разумеется, без всякого на то разрешения. Эта тяга к свободе и стала причиной формирования представления у большей части горожан о граффити как о хулиганстве, а не как о виде искусства.
Изменения начали происходить в начале «нулевых», когда уличное творчество стало выполняться на заказ: за несколько баллончиков краски энтузиастам предлагалось что-нибудь изобразить на гараже или трансформаторной будке. На тот момент это уже было прогрессом стрит-арта, поскольку граффитистам, с одной стороны, добровольно предлагалось превратить унылые стены во что-то более красочное (есть «полотно»!), а с другой – бесплатные баллончики с краской (есть «кисти»!).
Ключевым моментом в развитии уличного искусства стал фестиваль граффити под названием «Энергия Мечты», прошедший в Москве в 2009 и 2010 годах. Организаторами выступили «Московская объединенная энергетическая компания» (МОЭК) и «Московская объединенная электросетевая компания» (МОЭСК). Если МОЭК ради художников готова была раскошелиться только на баллончики с краской, то условия МОЭСК были получше – 50 рублей в придачу за квадратный метр рисунка.
Идея проведения фестивалей граффити пришлась по вкусу не только самим художникам, но и столичным властям, которые, наконец-то, увидели в граффити хороший современный способ облагородить столицу и добавить ей изюминки. В 2013 году силами Правительства Москвы году был проведен фестиваль «Лучший город Земли». По сравнению с предыдущим фестивалем, детище властей отличалось большим размахом и уровнем мастерства художников. В качестве «полотна» были задействованы боковые фасады домов, и картины были под стать. Бросается в глаза то, что художники в этот раз действительно показали себя художниками, а не «райтерами» или «бомбилами» (так граффитисты отзываются о творчестве, не представляющем никакой художественной ценности). Ребята дали волю своей фантазии.
В прошлом году у московского стрит-арта началась новая жизнь – патриотическая. В связи с празднованием 70-летия Дня Победы с подачи Российского военно-исторического общества художники начали украшать фасады домов портретами исторических личностей или просто изображениями патриотической тематики.
Теперь с фасадов домов на москвичей смотрят летчики-герои Великой Отечественной войны, Зоя и Александр Космодемьянские, маршалы Советского Союза Иван Кожедуб, Константин Рокоссовский, Александр Василевский и Митрофан Неделин. Работа на Садово-Каретной оказалась настолько монументальной, что для ее презентации была устроена торжественная церемония открытия с участием руководителя Департамента культуры Александр Кибовского.
Наряду с военных дел мастерами были увековечены и поэты, и спортсмены.
Свое «слово» сказали даже фанаты видеоигр.
Развитие искусства граффити оказалось насколько стремительным, настолько же и типичным. От с хулиганских и бессмысленных росписей уличные художники перешли к серьезным работам на серьезные темы, предложенные серьезными людьми. Благодаря им сегодня Москва стала более красочной и непредсказуемой. Ведь неизвестно, с чем можно столкнуться, свернув в какой-нибудь переулочек.