Искренне наш, Михаил Державин
В пресс-центре «Вeчерней Москвы» прошла презентация книги Михаила Державина «Я везучий. Вспоминаю, улыбаюсь, немного грущу». Михаил Михайлович приболел. «Но слава богу, есть друзья!» Поддержать артиста пришли друзья, коллеги, соратники, многие из которых стали персонажами книги Михаила Михайловича.
Михаил Державин, актер, автор книги:
- Говорят, чтобы написать мемуары, надо обладать хорошей фантазией. Многие воспоминания дают право так думать. Их часто пишут те, кому и вспоминать толком нечего, а издаться хочется. Смею вас уверить, что история моей жизни, служение театру, встречи и знакомства с очень интересными людьми не требовали от меня даже маленькой доли фантазии.
Но, если честно, то я никогда не думал писать мемуары. Я — артист, и все, что я хотел сказать, сказал своими многочисленными ролями. Но перешагнув свой восьмидесятилетний рубеж, я не без помощи друзей и жены понял, что у меня осталось все-таки еще много недосказанного, особенно в деталях, которые могут быть интересны всем. Как писал Юрий Олеша, «Метафора это то, что остается в памяти, остальное забывается». Путь эти мемуары и будут метафорами всей моей жизни, в том числе и в искусстве.
Александр Ширвиндт, актер, худрук Театра сатиры:
- С виновником торжества я общаюсь 71 год. Тогда он был еще моложе, чем сейчас, и дико красив. А страна эта, где мы с вами живем, таких красавцев, как Державин и как я, «не кушала» совершенно — мы не вписывались в типажность. При том что Михаил Михайлович был абсолютная помесь Алена Делона и Энтони Хопкинса. Он — космически разносторонний актер и человек. Компоненты его сущности очень завидные. Он обаятельный, с юмором, добрый и щедрый и к тому же очень верный друг. Если говорить о его актерских качествах — это вечная борьба с режиссурой, которая пыталась наступить на его органику.
...Все что происходит хорошего в жизни с Михаилом Михайловичем, связано с Роксаной Бабаян. Мне кажется, это было вчера — он привел ее в служебный буфет Театра сатиры. Он очень осторожничал, когда пропускал ее через все эти безумные, насмешливые рожи друзей.
Но мы дружно ему сказали: «Надо брать», совершенно не надеясь, что эта шикарная, самодостаточная, талантливая дама станет такой уникальной эталонной женой. Эталонной! И то, что он живет, дышит, работает сегодня — это все Роксаночка.
...Михаил Михайлович — очень воспитанный человек. Вспоминаю, как в Хайфе мы шли после концерта. И к Державину подскочила какая-то милая женщина: «Михаил Михайлович, скажите честно, вы — еврей?» — «Нет. А почему вы так спросили?» — «Вы очень вежливый».
Мы много ездили с концертами за нашу жизнь. Мою фамилию всегда коверкали, особенно в глубинках — Шифрин, Ширвиндон и так далее. А фамилию Державина никогда не коверкали. Пока однажды мы не приехали в какой-то госпиталь во время афганских событий. Это было гдето за Ташкентом. Приехали мы, чтобы солдат немного подбодрить. Готовимся выйти на сцену, нас представляют, и мы слышим: «У нас в гостях артисты Театра эстрады — Дарвин и Ровинглот». Ну, то что я Ровинглот — это естественно. Но почему Мишка — Дарвин? ...В Мишиной книжке «Я везучий» на последней обложке есть фото — мы с ним в красных пиджаках. Забавная была история: у нас с Мишкой был поклонник таланта — директор ЦУМа Метелкин — замечательный парень. Когда ничего нигде не было, он позвонил и сказал дословно: «Пришли блЯйзеры. Два красных кирпичных блЯйзера». Мы ринулись, нам вынули эти два блЯйзера. И через три дня мы в них пошли в президентский отель, который только построили, на какое-то выступление. Так вот, там все официанты в этих блЯйзерах. Для них их и привезли. Как мы оттуда бежали по городу в одних рубашках. Наша жизнь все-таки полна иронии.
Юрий Васильев, актер и режиссер Театра сатиры:
- Я пришел в Театр сатиры в 1976 году. Представляете мое состояние, когда при распределении ролей в спектакле «Многоуважаемый шкаф» я увидел свою фамилию рядом с персонажем «Любомир», а ниже шли фамилии Михаила Державина, Нины Архиповой, Романа Ткачука...
А потом сразу и второй спектакль — «Тартюф». И моя встреча в обоих спектаклях с героями Михаила Михайловича была конфликтная. Как он играл Тартюфа! Это была грандиозная работа. Никогда не забуду хрипловатый сексуальный голос Державина, когда он с придыханием произносил: «Лямур». Произносил тем самым низким голосом, который в ночи с замиранием слушала вся страна в передаче «После полуночи». А как он внимателен к молодым артистам! Он звонит после премьеры. Никогда на худсовете не обрушивается на молодежь с критикой. И никогда не просит для себя ролей.
В этом, возможно, и есть причина того, что он их так немного получал. Мы както снимали о нем передачу: я ходил по улице, заходил во все открытые двери — магазинов, кафе, кулинарии и спрашивал про Державина. В улыбке расплывались все. И все помнили, что именно он брал или заказывал. В кулинарии мне тут же ответили: «Манты!» Его в «Восточном квартале» знают все официанты. Народ его обожает.
Владимир Матецкий, композитор:
- Миша Державин — талантливый музыкант. Он хорошо чувствует и знает музыку, причем самого широкого диапазона — от Фрэнка Синатры до блатных частушек. Можно только начать петь «Не ходите девки замуж за Ивана Кузина...», и Миша сразу же часть вторую изложит. С удовольствием вспоминаю, как нами делались песенки для новогодних огоньков дуэта Ширвиндт — Державин.
Их эстрадный дуэт — выдающийся, и то, что они делают на эстраде, — высший пилотаж.
Вера Васильева, Народная артистка СССР:
- У нас есть сегодня совместная работа — спектакль «Таланты и поклонники». Он идет 15 лет, и на него с каждым годом начинает приходить все больше зрителей. Михаил Михайлович играет роль Нарокова — пожилого человека, который очень любит театр. Он до такой степени в этой роли трогателен, что, кажется, вообще ничего не играет. На самом деле — это огромное мастерство. Он может играть молодого человека, не притворяясь им, а просто становясь молодым. А если играет Нарокова, прожившего жизнь, то не ходит по сцене старческой походкой, а берет за душу своей какой-то тихостью и приятием жизни. В его обожании театра — такая правда, что, я думаю, изза этой его роли люди и приходят на Островского.
Роксана Бабаян, певица, супруга Державина:
Я думаю, что характер закладывает воспитание. Миша вырос в уникальном вахтанговском доме. Сколько людей в его детстве проходили через этот дом! А что такое люди Вахтанговского театра? Это корифеи, начиная с Рубена Симонова, это те, кто составляет цвет настоящей театральной культуры. Какая в этом вахтанговском доме была атмосфера, интонация, отношения! У Михаила Михайловича судьба необыкновенная. Семен Буденный, Аркадий Райкин — они ведь были его тестями. Вахтанговское училище, примыкающее вплотную к нашему дому, считает, что мы — его продолжение. А Михаил Михайлович, вспоминая корифеев, совершенно справедливо полагает, что это Вахтанговское училище — продолжение нашего театрального дома.