Исаак Калина: Предпрофессиональные классы максимально настроены на погружение в профессию
Каких результатов достигли столичные школьники, как изменилась столичная система образования — об этом и многом другом «НО» рассказал руководитель Департамента образования Москвы Исаак Калина.
Исаак Иосифович, в последнее время в столице появляется все больше разнообразных олимпиад. А на федеральном уровне звучат высказывания, что количество олимпиад надо бы сократить. Вы не видите в этом разночтений с политикой Москвы?
Я не вижу разночтений. Я признавался ранее в достаточно скептическом своем отношении к большей части олимпиад, которые проводятся вузами. В то же время и министр образования России Ольга Васильева говорит, что Всероссийская олимпиада по качеству серьезно отличается от части олимпиад, проводимых вузами. Всероссийская олимпиада — более надежная. Я говорил и повторю еще раз: по целому ряду предметов, наверное, гораздо понятнее, чем олимпиада, были бы конкурсы и фестивали. Олимпиады необходимы по тем предметам, по которым стране нужна команда для выступления на международных олимпиадах. Это математика, физика, химия, биология, география, астрономия, информатика.
И по этим предметам у жюри, к счастью, очень мало возможностей для субъективных оценок. Все-таки результаты очевидны. Но, скажем, олимпиада по литературе скорее могла бы быть всероссийским конкурсом юных писателей. То же самое можно отнести к большому числу других олимпиад. Я думаю, нужно другое название и другой формат.
Точные и неточные науки?
Хотя бы так. Есть науки естественные и «противоестественные», как шутят физики. Поэтому у нас здесь позиция с федеральным министерством серьезно совпадает. Кстати, вузовские олимпиады мы в рейтинге столичных школ никогда не учитывали. Мы учитывали только результаты Всероссийской олимпиады и Московской олимпиады школьников.
Заменятся олимпиады на конкурсы, значит, московские школьники будут побеждать на конкурсах. В этом у меня нет никаких сомнений. А чтобы не провоцировать школу использовать высокомотивированного ребенка для гонки за олимпиадными результатами, мы в рейтинге школ учитываем результат одного ребенка максимум по двум олимпиадам.
Москва часто является экспериментатором в плане нововведений в целом. Может, на городском уровне конкурс организовать?
У слова «экспериментатор» есть такой оттенок — неуверенно пробующий. Я вам должен сказать: Москва если чтото пробует, то она в полезности этого дела всегда уверена. То есть сначала мы долго просчитываем, советуемся, выясняем, только потом запускаем. Так, сейчас в Москве хорошо работают олимпиады «Музеи и парки столицы», «История и культура храмов столицы». Проведем этнокультурную олимпиаду. Много олимпиад и для педагогов — например, метапредметная. В этом году запустили олимпиаду «Новый учитель для новой информатики». Поэтому я бы не использовал слово «эксперимент». Я бы сказал — глубоко просчитанная инновация.
В послании Федеральному собранию президент говорил, что важна ранняя профориентация. А в Москве, насколько я знаю, эта система хорошо налажена. Дошло до того, что в некоторых детсадах есть весьма условная, начальная, но тем не менее профориентация. Как это работает сегодня?
Вы правы, московская профориентация — это большая и серьезная пирамида. Про детсады утверждать не буду, хотя даже самые маленькие детки должны знать и понимать, что существуют разные профессии и что все они интересные, если ты умеешь делать то, что предполагает данная профессия. Я бы остановился на уровне основной школы.
Ученики пятых-шестых классов могут посещать огромное количество кружков, в том числе и технических. И не только в школе. Кружки работают и на базе колледжей, где прекрасное оборудование, где, согласитесь, довольно глубокое погружение в профессию, работают при вузах. При этом Москва помогает, финансирует вузы на открытие таких кружков. Работает проект «Суббота московского школьника», который когда-то начинался с «Университетской субботы», а сейчас разросся до 6–7 направлений. Как вершина этой профориентационной пирамиды — наши старшеклассники. У них есть возможность выбора предпрофессиональных классов: инженерных, медицинских, кадетских, научных. Работают предуниверсарии при ведущих московских вузах. Мне нравится один термин — «окунуться в профессию».
Когда-то один мой знакомый сказал простую, на первый взгляд банальную фразу, но мне она запомнилась: «Мокрое сухим не потрогаешь». С точки зрения физики — фраза абсолютно правильная. Ведь если ты к мокрому прикоснулся, ты тоже становишься мокрым. А у нас, я когда-то шутил, профориентация была такая, что мы к профессии прикасались, но уходили абсолютно «сухими», ничего не унося от профессии с собой. То, что сейчас делается в Москве, максимально настроено на погружение в профессию. Это дает возможность твердо принять решение: в какой колледж поступать, какой вуз выбрать, какую профессию избрать. Бывает, что человек благодаря кружку понимает, что выбрал не ту профессию.
И я даже не знаю, какой результат более важен. То, что ученик, походив в медицинский класс, поступил в медицинский вуз, понимая, зачем он туда пришел, или что он, позанимавшись, сказал: я не буду учиться на медика. Подозреваю, что второй результат даже лучше.
Только подумайте, сколько будущих пациентов этого неудачного врача, который не хочет лечить, спасено благодаря медицинскому кружку! Потому что, поступив в высшее учебное заведение, студент редко рискует изменить осуществленный выбор, даже если вдруг осознал, что профессия не та. Он так бы и учился, дальше мучил бы себя и пациентов. Да, я уверен, наша система профориентации очень серьезна и эффективна. И да — мы будем ее и дальше модернизировать.
Вот уже можно из восьмого класса идти в предуниверсарий?
Не из, а в восьмой класс предуниверсария можно идти. Соответствующее решение подписано мэром Москвы. А мы начинали с десятого класса. Надо признаться, что вузы очень осторожно подходили к теме предуниверсариев. Потому что они никогда не работали с детьми младше 17–18 лет. Постепенно они научились работать с самыми старшими классами, в прошлом году попробовали с девятыми, в этом году — с восьмыми.
Дальше снижать возрастной ценз мы не будем. Я считаю, что 14-летние ребята уже могут сами решать, поступать в предуниверсарий или нет. Младшие... Нет, скорее это будет выбор родителя, а не самого ребенка. А родители... Мы же очень эгоистичны, часто хотим…
То, что не успели реализовать сами?
Это не я сказал. Это вы сказали. И правильно сказали. Мы в Департаменте образования хотим, чтобы ребенок сам понял, что ему интересно и что ему нужно. И в восьмом классе это уже возможно.
Мэр Москвы Сергей Собянин поручил учительскому сообществу столицы подготовить стратегию развития городского образования до 2025 года. Как глава Департамен та образования как вы оцениваете поручение мэра? И что делается, чтобы воплотить его в жизнь?
Я как руководитель департамента с огромным удовлетворением оцениваю ту огромнейшую степень доверия директорскому и учительскому корпусу столицы, которую выказал мэр. Мне кажется, это лучшая оценка системы. И это редчайший случай, когда руководитель субъекта федерации заказывает разработку такого важного документа не гдето на стороне, а доверяет нашим специалистам. Я не знаю подобных примеров, хотя давно работаю в системе. Относительно воплощения в жизнь. Я считаю, что сейчас трудно и, главное, преждевременно оценивать уже озвученные на встрече с Сергеем Собяниным первые предложения. Группа разработчиков не претендует на то, что это окончательные тезисы Стратегии. И позиционировались эти предложения как подходы к разработке концепции Стратегии. Это лишь первый шаг. Инициативная группа уже вышла на встречу со всеми директорами столичных школ. Представила свои идеи, по ряду вопросов провела электронные голосования. Сейчас директора обсуждают Стратегию в своих коллективах.
Я уверен, что привлекут к обсуждению и управляющие советы школ. Мы формируем и пул экспертов московского образования, не работающих в системе, но являющихся известными специалистами в области образования. Группа призвана профессионально критиковать и анализировать разработку, которую ведет директорский корпус при участии учительства. Я надеюсь, вы не собираетесь меня спрашивать, нравятся ли мне предложения коллег-директоров или не нравятся.
Я сразу скажу: мне нравится, что предложения такие, что их захотели обсуждать.
Справка
В начале нового учебного года первых учеников примет международная школа «Летово» в Сосенском. Также до конца 2019 года в ТиНАО планируется реконструировать и построить семь школ и восемь детсадов. Самые масштабные проекты — реконструкция школы с новой пристройкой в деревне Яковлевское и строительство школы в Сосенском.