Суббота, 16 ноября 2024, 08:25
Пасмурно 2°

Опросы

Всемирный день вторичной переработки отмечают 15 ноября. Знаете ли Вы, в каком населенном пункте в ТиНАО расположен экокластер с пунктом раздельного сбора вторичных материальных ресурсов?

Загрузка ... Загрузка ...
Цитата дня
—  В Краснопахорском районе ТиНАО формируется крупный пищевой кластер. Город предоставил землю для локализации производства уже пятой компании, которая построит комплекс по выпуску готовых блюд. Договор аренды заключен по ставке 1 руб. в год.
— В Краснопахорском районе ТиНАО формируется крупный пищевой кластер. Город предоставил землю для локализации производства уже пятой компании, которая построит комплекс по выпуску готовых блюд. Договор аренды заключен по ставке 1 руб. в год.
Заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Владимир Ефимов.
Иосиф Кобзон. Фото: Сергей Пятаков/РИА Новости

Иосиф Кобзон: Песне ты не скажешь до свиданья

Иосиф Кобзон. Фото: Сергей Пятаков/РИА Новости
Иосиф Кобзон. Фото: Сергей Пятаков/РИА Новости

11 сентября свой 80-летний юбилей отметил народный артист СССР Иосиф Давыдович Кобзон — живая легенда, символ отечественной эстрады, носитель уникального голоса, с которым более полувека ассоциировалась государственная мощь страны.

- Иосиф Давыдович, вы творили в эпоху золотого разлива голосов. Чем вы объясняете отсутствие сегодня на эстраде новых «Кобзонов»?

- Потому что настоящие звезды не делаются на «Фабрике звезд». Звезду делают сцена и зритель, а не фабрика. Если сегодняшние звезды не способны удивить голосом, как Лариса Долина, то они стараются удивлять зрителей длинными ногами или пышной грудью. Я часто думаю о том, в чем же был секрет Майи Кристалинской. Или Гелены Великановой? Или Капиталины Лазаренко? Не все они были пышногрудыми длинноногими красавицами. Однако ведь вошли в историю отечественной эстрады. И остались там навечно. Мы можем на пальцах перечислить настоящих звезд. Каждое десятилетие давало своих кумиров. Тридцатые годы запомнились песнями Вадима Козина, Изабеллы Юрьевой, Тамары Церетели, Лидии Руслановой. Сороковые знамениты Леонидом Утесовым, Петром Лещенко, Клавдией Шульженко, Марком Бернесом. Заметьте, всего по четыре человека за десятилетие. Они все отличались вовсе не внешностью, каждый из них — личность. Поэтому молодым певицам прежде всего надо учиться не в купальниках дефилировать по сцене, а изучать, как настольную книгу, видео концерта к 70-летию Клавдии Ивановны Шульженко. Или видео концерта Леонида Осиповича Утесова. Какой же он был мастер, какой всесторонне развитый человек! Или вот чем нас покоряет Бернес? Безголосый, внешне непривлекательный, но мы же слушаем его с огромным удовольствием: у него был редкий дар шансонье — умение разговаривать с публикой. Певцов много, но дайте мне личность! Так говорила Эдит Пиаф.

- В период, на который пришлась ваша молодость, тоже ведь присутствовала жесткая конкуренция. Соперничество и ревность были?

Нет, мы никогда не ревновали друг к другу. Не обижались, если кто-то решал исполнить песню из твоего репертуара, в суд с иском не бежали. Юрий Гуляев, Муслим Магомаев, Эдуард Хиль, Валерий Ободзинский — все это были замечательные мастера, и у каждого был свой репертуар. У Пахмутовой в «Команде молодости нашей» есть замечательные слова: «Придут честолюбивые дублеры, дай Бог им лучше нашего сыграть». Если ты брался за чью-то уже исполненную ранее песню — на здоровье! Только сделай это лучше и по-своему!

- С чем были связаны ваши заявления об уходе с эстрады?

-  Я искренне думал уйти. Думал, что развлекать публику после шестидесяти не слишком прилично. Но оказалось, во-первых, что моему примеру никто из коллег следовать не собирается. А во-вторых, мы все ангажированы дружбой. После моего решения уйти у меня на пороге появился Роберт Рождественский со словами: «Ну ты ж у меня на вечере споешь?» Ну как отказаться? Потом пришел композитор Эдуард Колмановский с аналогичной просьбой. И поехало. Меня просто не отпустили. Кроме того, для любого певца выступление на сцене — наркотик. Самое главное — получать удовольствие от того, чем занимаешься. Я его получаю. Но если, выйдя на сцену, я увижу полупустой зал, то это будет мой крайний концерт.

- Почему вы, профессионал, так волнуетесь перед каждым концертом и так скрупулезно относитесь к выбору репертуара программы?

- Потому что, если сцена перестала быть для исполнителя храмом, он стал ремесленником. Вот сегодня молодежь часто в беседах изгаляется над кремлевскими певцами, даже не догадываясь, что в Кремль приглашали избранных! Они пели песни, которые на концертах подхватывал зал, знающий каждую. Потому что их песни были массовыми. Любую из них могла петь у себя на кухне домохозяйка, а в кабинете мурлыкать под нос академик. А сегодня исполнитель для того, чтобы песня стала популярной, платит деньги редакции радио или ТВ, и они раскручивают его песню в течение года. Крутят, чтобы она на ушах слушателей навязла. А раньше песня просто исполнялась в передаче «С добрым утром» или на радиостанции «Юность». Причем каждую неделю звучала новая песня.

Я шел вечером по московским улицам в центре города, и летом из открытых окон неслись песни, исполняемые подчас уже нетрезвыми, нестройными голосами. Мы и из Колонного зала провожали на БАМ первый отряд молодежи в 800 человек под песню, потом туда уже поехали тысячи человек. Уезжая на все великие стройки века, молодежь всегда пела. Новой песней Пахмутовой и Добронравова непременно заканчивался каждый съезд комсомола. Зал пел по полчаса, причем никаких экранов не было, тексты все знали наизусть. А сегодня мы без экрана не можем исполнить наизусть гимн страны!

- А вы тоже пели дома хором с друзьями?

- Мне посчастливилось дружить с Юрием Гагариным. Так вот, когда мы собирались за столом у него дома или у нас, то после первой рюмки обычно звучало: «Споем?» У Гагарина не было слуха, но он так любил петь! И мы пели.

- Какие песни оказались знаковыми в вашей судьбе? И какие песни вы считаете знаковыми для нашей эстрады?

- Для меня как для исполнителя это были песни, с которых я начинал свою творческую жизнь. Это были песни «А у нас во дворе», «Пусть всегда будет солнце», «Песня остается с человеком». Но как слушатель самой великой я считаю песню «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой» Александрова, с которой наши солдаты шли на фронт. После нее я назвал бы «Журавли» Френкеля и «День Победы» Тухманова. Это знаковые песни, они останутся на века, какую бы дату ни отмечали наши потомки.

СПРАВКА

Иосиф Давыдович Кобзон (род. 11 сентября 1937 года, Донецкая область, СССР) — народный артист СССР, выдающийся эстрадный певец, баритон, музыкально-общественный деятель, педагог. Депутат Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации II–VII созывов. Первый заместитель председателя Комитета Государственной думы РФ по культуре с 2011 года. Герой Труда Российской Федерации (2016). Лауреат Государственной премии СССР (1984), премии Ленинского комсомола (1976), премии Правительства РФ (2011).

Новости партнеров