Инженер небесной скорой помощи
Санитарные вертолеты ГКУ «Московский авиационный центр» (МАЦ) забирают и доставляют в столичные клиники больных, пострадавших в автоавариях, раненых с пожаров. Но врачи и пилоты «небесной скорой помощи» не могли бы спасать людей, не будь инженеров и техников на аэродроме «Остафьево» в ТиНАО. Награжденный Благодарностью мэра Москвы за безаварийную работу, ведущий инженер по обслуживанию авиатехники МАЦ Алексей Орлов рассказал «НО» о своем труде.
Алексей, расскажите, как вертолетчики реагируют на сцены в боевиках, где герои прямо в воздухе пересаживаются за рычаги вертолета, крутят петли и так далее?
С улыбкой. Нам странно видеть, как это вертолеты взлетают за пять секунд, без разогрева и проверки систем, например. Но это же кино, там зато все красиво, хоть и постановка.
В «Московском авиацентре» — самые современные винтокрылые машины. Сложно было сюда устроиться на работу?
Мне лично очень помог английский язык. Со школы он легко мне давался, а когда я пришел сюда, в МАЦ, здесь были в тот момент два зарубежных вертолета и к ним все ремонтные карты и справочная информация — на английском.
Я устраивался в МАЦ в 2011 году и даже подумал, что тут секретная организация: было несколько собеседований и тестирований подряд, на которых у меня проверили не только знания и здоровье, но даже черты характера.
Вы выучились в Петербурге на авиатехника. Как же смогли чинить вертолеты?
Я убежден, что летчику переучиться с крыла на винт тяжелее. А техник может чинить хоть вертолет, хоть дирижабль, хоть ракету. Технические принципы везде одни и те же, вся разница — в компоновке узлов и размерах. Меня учили как инженера по планеру и двигателю. А есть еще инженеры по электрике и связи. Но я могу спокойно разобраться с любой поломкой, прочитать схемы и карты, позвонить на завод. А пилот вертолета должен принимать решение за доли секунды. Так что мы все заранее проверяем.
А что за вертолеты стоят «на вооружении» МАЦ?
ВК-117 «Еврокоптер» и Ка-32. Еще есть пара машин фирмы «Белл». ВК-117 — надежная машина. Хотя наши «Камовы» (тоже есть в ангаре МАЦ. — «НО») надежнее: они проще, чуть грубее, но на них легче найти повреждение, отремонтировать. Как автомат Калашникова: зимой, летом, в грязь и слякоть — если обслуживать, все отработает пусть и грубо, но без серьезных поломок.
Как вы стали инженером-вертолетчиком?
На самом деле любовь к небу — это у нас семейное. Мой отец — пилот военного вертолета, летал на Ми-8, Ми-4, даже Ми-1 на Камчатке. Очень горжусь им. Сейчас он пенсионер, живет в Егорьевске. У меня самого недавно родился второй сын. Старшему шесть лет, и я ему объясняю так: «Есть люди, кто машины ремонтирует, а папа — вертолеты». Он еще ни разу их не видел. Но пока говорит, что хочет быть кондитером. А сам сладкое не ест. Жена работает стоматологом в государственной клинике.
Расскажите, как выглядит дежурство инженера в «Остафьеве»?
Мне удобен сменный график, по двое суток. Приехал, сразу первым делом читаешь журнал предыдущего дежурного, с чем он сталкивался. Потом решаем, куда и кого поставить из техников — у меня их 18 человек в подчинении на смене, не считая тех, кто работает с обычными выходными. Выходит, больше 25. Дальше обсуждаем контроль работ, в конце смены отчитываюсь руководителю. Если что-то надо докупить, то закупки производятся в срок. У нас все открыто и прозрачно.
Работа работой, а хобби есть у инженера-вертолетчика?
До свадьбы и рождения первенца я увлекался охотой. На самом деле, честно говоря, просто хотелось побродить по осеннему лесу. Но сейчас на это времени нет, ружье отложил, и даже собака — она уже успела состариться — живет у отца.
А второе хобби — помощь друзьям в гараже. Я же инженер, у меня там небольшой станочный парк свой, так что могу сверлить, фрезеровать, растачивать. Там я проделал все, что не приходилось делать на вертолетах, всю азбуку ремонтных и слесарных работ. Впрочем, у нас был случай с ручками управления на ВК-117, но это еще до моего трудоустройства сюда. Немцы управляют вертолетами аккуратно, а наши пилоты привыкли к грубости приборов, они резко дергали и тянули. В результате ручка попросту развалилась! Но в Германии ее в таких случаях просто выбрасывают, а нашим техникам этот сложный прибор пришлось собирать буквально заново из отлетевших запчастей.
СПРАВКА
BK-117 — многоцелевой вертолет, предназначен для перевозки пассажиров и грузов. Способен выполнять разные задачи — от эвакуации больных и раненых до участия в антитеррористических операциях. С установленным вооружением и специальным оборудованием вертолет может использоваться для разведки и наблюдения, огневой поддержки войск и борьбы с танками. Вертолет Ка-32 применяется в гражданских целях с учетом эксплуатации с палубы корабля. Изначально планировалось использовать его в качестве разведывательного летательного вертолета в экстремальных для человека условиях Арктики вне зависимости от времени суток. Но со временем инженеры решили, что Ка-32 можно эксплуатировать и для других целей.