Имидж - всё! Новую Москву смогут узнавать в лицо
- Григор, начнем с вопроса, который волнует многих: почему стоимость разработки бренда так высока?
- Стоимость проекта может казаться высокой на первый взгляд, но на самом деле это вполне адекватная оценка усилий, которые необходимо предпринять компании, чтобы выполнить работу. В эту стоимость входит проведение масштабного исследования, получение сторонней экспертизы, оплата труда одних из лучших специалистов в сфере территориального брендинга. Чтобы качественно выполнить такой объем задач, мы регулярно будем консультироваться с внешними специалистами — от социологов до краеведов.
- Что конкретно предусматривает создание бренда?
- Разработку идеологии и визуального инструментария — логотипа, первичной и вторичной цветовой палитры, фотостиля, вторичных элементов дизайна, типографики, системы макетирования. Все это будет объединено в брендбуке. В данном случае мы практически с нуля создаем идентичность территории, то есть фактически задаем вектор ее развития. Мы сформулируем вербальные и визуальные символы, на которые смогут ориентироваться целевые аудитории бренда: реальные и потенциальные жители Новой Москвы, бизнесмены, инвесторы.
СТОЛИЦА - ОСОБАЯ
- С чего вы начнете работу?
- Первоначальный этап работы над брендом — исследование Новой Москвы как территориальной единицы. В его рамках важно будет проанализировать текущий уровень развития территории, ее историю и перспективы, определить сильные и слабые стороны имиджа, классифицировать целевые аудитории. На данный момент мы ведем работу над философией бренда. В ходе этого процесса вырисовываются и возможные визуальные символы, поскольку накапливается большое количество справочных материалов, находятся новые источники вдохновения. Конкретные детали мы планируем озвучить, когда проект будет закончен. Однако можно уже сказать, что символика бренда не будет иметь отношения к каким-либо общеизвестным московским символам.
- Возможно, стоило начать с брендинга самой столицы (старой Москвы)?
- На наш взгляд, говорить о том, что у Москвы нет бренда, не совсем верно. В сознании россиян и иностранных граждан существует устойчивый образ Москвы, ассоциируемая с ней символика: собор Василия Блаженного, Спасская башня, метрополитен… Другой вопрос — успешность бренда, его привлекательность для отдельных целевых аудиторий.
- Вы считаете, что Новой Москве как территории необходим собственный бренд?
- Сегодня именно бренды связывают воедино ценности, передают их в сознание человека. Борьба за технологические, людские и финансовые ресурсы разворачивается на уровне стран, регионов. Один из самых эффективных инструментов этой борьбы — территориальный брендинг.
Новая Москва — долгосрочный проект, который вызывает интерес у самых разных аудиторий: компаний, открывающих там представительства, офисы, производства; населения, принимающего решение жить и работать там. И как именно эта территория будет развиваться, во многом зависит от них. Бренд же является инструментом, который может донести информацию о целях, перспективах и принципах развития Новой Москвы. Как выяснилось в ходе нашего исследования, инициатива по присоединению вызывает у людей столько вопросов и домыслов, что без аргументированных ответов, логического пояснения может привести к диссонансу в восприятии Новой Москвы как части столицы, имеющей при этом некую автономность, наделить Новую Москву чуждыми ей ассоциациями.
ВЫЗОВ ПРИНЯТ
- Будете ли вы ориентироваться на российский или международный опыт?
- Безусловно, мы рассматриваем зарубежный опыт успешного развития городских агломераций: Кремниевую долину в Сан-Франциско, КэнэриУорф в Лондоне. Впрочем, каждая такая территория настолько отличается от остальных, что мы скорее анализировали историю их развития, а не искали вдохновение в конкретных проектах. В России направление «территориальный брендинг» было слабо представлено, отчасти потому, что требует очень больших усилий и глубокой экспертизы. В минувшем году «Апостол» разработал первый в России бренд, раскрывающий «культурный код» территории и задающий визуальный стиль для брендинга целой республики.
Речь идет о бренде «Наследие Татарстана» — результате масштабного культурологического исследования региона. Также в конце 2014 года «Апостол» показал новый бренд концерна «Калашников», который не только стал символом давно назревших перемен и отражением новой стратегии концерна, но и одним из заметных событий года — в международных СМИ вышло более 1200 публикаций.
- Что значит для вас и вашего агентства работа над брендом Новой Москвы?
- Это новый серьезный вызов. Это беспрецедентная задача, ведь сама инициатива по расширению Москвы грандиозна: территория столицы увеличилась более чем в два раза. Надо понимать, что речь здесь идет не просто о создании логотипа и фирменного стиля, а об определении направлений развития масштабной территории, которая начинает активно меняться — как в экономическом и социальном планах, так и в плане менталитета населения. Это уже не Московская область, но еще и не Москва. Важно, чтобы у Новой Москвы сформировалась новая идентичность, которая бы обогатила идентичность Москвы и придала импульс развитию региона на основе полицентричности, гармоничной среды — того, чего не хватало в Москве.
СПРАВКА
Начальная цена договора на разработку бренда для территории Новой Москвы, согласно условиям тендера, составляла для участников 17,3 миллиона рублей.
ПРАКТИКА
■ Амстердам
Свои бренды имеют многие города и столицы мира. Пожалуй, самые известные среди них — Нью-Йорк со своей надписью I Love NY с красным «сердцем», созданный еще в 1977 году, и логотип Амстердама — I АmSterdam.
■ Нью-Йорк
Автор самого известного в мире бренда города — логотипа I Love NY дизайнер Милтон Глейзер не получил за его создание ни копейки, поскольку изначально согласился сделать логотип бесплатно. Дизайнер и не предполагал, что его творение станет со временем таким популярным. Простой с виду логотип, состоящий из трех черных букв и красного «сердца», стал не только графическим символом Нью-Йорка, но и частью культуры города.
■ Амстердам
В слогане (он же логотип) столицы Нидерландов Амстердама, который по своей известности в мире вполне может сравниться с ньюйоркский логотипом, обыгрывается английская грамматика: I Am — «Я есть». По всему миру можно встретить людей в футболках, бейсболках, с сумками и прочими вещами с этим логотипом.
Огромную популярность бренда можно объяснить тем, что логотип отражает простую и понятную всем мысль: в каждом жителе города, в каждом его госте есть часть веселого и свободного Амстердама.
■ Гонконг
Не мудрствуя лукаво, дизайнеры, создававшие логотип для Гонконга, взяли за основу образ, который первым приходит в голову при упоминании названия города: дракон. Дракон — символ опоры на культурные основы и устремленность в будущее. В хвосте дракона ленты: красная — сила духа, синяя — небо, зеленая — экологичность.
■ Пермь
Простой, незамысловатый символ уральского города Перми создал известный московский дизайнер Артемий Лебедев. Большую красную букву «П», с которой начинается название города, можно увидеть не только на сувенирной продукции, но и на улицах. Слоган повторяет идею символа: «Просто, понятно, повторяемо».
■ Казань
Один из первых городов России, который обзавелся своим туристическим брендом, — Казань. Сначала логотип писался латиницей — KAZAN, а в 2009 году были запатентованы звание, логотип и слоган «Казань — третья столица России».
СТОЛИЦА ПОДДЕРЖИТ НАНОЦЕНТР
Руководство Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы поддержит два проекта наноцентра. Так, на базе центра технологического обеспечения «Техноспарк» будет организован Центр коллективного пользования, где компании и разработчики могут воспользоваться уникальным оборудованием наноцентра. Другой проект — компания по производству оптомеханических элементов. Все это будет способствовать развитию точек роста Троицкого инновационного кластера.
ПРАВИТЕЛЬСТВО ПОМОЖЕТ ПОСТРОИТЬ ДОРОГИ
На создание необходимой дорожной инфраструктуры из федерального бюджета Москве будет выделен рекордный за последние годы транш — 123 миллиарда рублей.
— Эти средства будут выделяться на протяжении трех лет, — рассказали «НО» в мэрии.
В планах у столицы на этот год построить и реконструировать более 80 километров дорог, 20 развязок и около 20 пешеходных переходов. Еще 160 миллиардов потратят на постройку метро.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ НАПИСАЛА ОДИН ИЗ ЛУЧШИХ СЦЕНАРИЕВ
Любовь Лебедева, педагог с 21-летним стажем, музыкальный руководитель детского сада в селе Остафьеве Рязановского поселения, стала одним из победителей всероссийского конкурса «Лучший сценарий праздника». Конкурс был организован ресурсом дистанционного образования «Академия педагогического мастерства», задача которого — повышение и развитие компетенций педагогов.
Почетное третье место Любови Лебедевой принес сценарий новогоднего спектакля «Снегурочка для Деда Мороза».
— Мы создали для ребят атмосферу непрекращающейся сказки, — рассказала Любовь Ивановна.
Сегодня работа музыкального педагога в садике неразрывно связана с проектами: — Даже подготовка к празднику — проект. Дети читали с воспитателями, обсуждали героев, учились играть роли.
В марте Любовь Ивановну и ее воспитанников ждет организация нового проекта «День театра»: в конце первого весеннего месяца на сцене дома культуры «Десна» ими будет представлен настоящий спектакль.
ЦИФРА
7,5 километра подъездных дорог к поселениям Новой Москвы запланировано построить на 2015 год.