Илья Любимов: У каждого режиссера свое прочтение, но автор всегда первичен
Не так давно на экраны вышла экранизация классического произведения Михаила Шолохова «Тихий Дон», приуроченная к юбилею автора. Современная экранизация классики зачастую вызывает множество споров: кто-то считает, что старое – всегда лучше, кто-то в творчестве предпочитает искать новые пути и новое прочтение. О тонкостях современной киноиндустрии мы поговорили с известным актером Ильей Любимовым.
-Стоит ли снова и снова экранизировать классику, если уже есть полюбившиеся всем фильмы?
- Однозначно стоит. Если следовать логике, что сделанное один раз лучше не переделывать, то мы бы не увидели новых вариаций «Гамлета», «Трех сестер» и блестящих произведений русской классики. Поэтому, конечно, стоит делать, несмотря на то, что многие произведения уже поставлены сотни раз. И пусть тот, кто делает, не оглядывается назад. Как говорил Твардовский, «пушки к бою едут задом». Это надо понимать.
-Стоит ли избегать экспериментов в театральных постановках?
-Я в этом случае придерживаюсь традиции своего мастера, Петра Наумовича Фоменко, который все-таки в первую очередь любил автора любого произведения. Другое дело, что у каждого режиссера свое прочтение, но автор всегда первичен. Но это мое убеждение.
-И все-таки экранизации: старые или новые?
- Поскольку сам работаю в этой сфере, ярлыков вешать не буду. Но я знаю массу людей, которым современные экранизации нравятся больше, чем предыдущие. В частности, неоднократно слышал мнение о том, что «Три мушкетера» Сергея Жигунова нравятся все же больше. Это не мое личное мнение, но я неоднократно об этом слышал. И если люди так говорят, значит, в конечном итоге кому-то новое прочтение ближе, чем классическое. Так что в этом я как раз вижу норму: меняются люди, меняется культурное пространство. Поэтому лишний раз напомнить зрителю о том, что существует какая-то классическая форма, пусть даже в новом прочтении, никогда не лишне.
-Режиссеры так часто прибегают к классике из-за отсутствия оригинальных сценариев?
- Поскольку рынок стал жестче, то здесь свою роль играют сугубо маркетинговые инструменты. Конечно, зритель с большим интересом будет смотреть на то, что он когда-либо видел, хотя бы просто для того, чтобы сравнить.