И заказчик, и контролер
За содержанием и ремонтом наших домов должна следить управляющая компания, однако нередко ею самой необходимо управлять, чтобы жители получили нужный результат.
Посредников быть не должно: жители и управляющая компания взаимодействуют напрямую. Депутат Мосгордумы Александр Козлов (на фото) рассказал, как можно найти управу на УК, которая выполняет свои обязанности недостаточно добросовестно.
Логика проста — если оказываются услуги ненадлежащего качества, значит, жители имеют право уменьшить их стоимость. Но сначала нужно позвонить в аварийно-диспетчерскую службу УК либо написать в управляющую компанию о проблеме.
— Ваше сообщение должно быть зафиксировано, — говорит депутат. — Потребуйте от сотрудника, который принял телефонный звонок, чтобы тот назвал вам свою фамилию, имя и отчество, номер, под которым он зарегистрировал обращение, и время регистрации.
Управляющая компания должна прислать специалиста, который поможет решить проблему. Если этого не произошло, жители имеют право составить акт оказания некачественных жилищных услуг, который можно написать в свободной форме. Либо можно изучить раздел № 10 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам помещений МКД», утвержденных постановлением правительства, в котором подробно расписана процедура составления акта.
— Акт подписывают как минимум два человека и председатель совета МКД, — говорит Козлов. — Либо можно написать жалобу на имя руководителя управляющей организации с просьбой разобраться в ситуации и принять меры. Управляющая компания должна отреагировать в течение 10 рабочих дней.
Если меры не принимаются, нужно обращаться в жилищную инспекцию — именно она дает лицензию на деятельность управляющей компании, следовательно она должна следить за добросовестностью работы УК. Потеря лицензии — это не шутки, а прямая угроза ухода с рынка и полной потери дохода, поэтому УК должна быть заинтересована в том, чтобы жители оставались довольны ее работой.
— Помните, что жители — это и заказчики, и контролеры, — уверяет Козлов. — В руках жителей — надзор за работой управляющей компании. В случае неоднократного нарушения своих обязанностей УК может быть лишена лицензии, после чего будет вынуждена уйти с рынка. Поэтому риски для управляющей компании высоки. Универсальное правило — внимательное составление договора: необходимо тщательно прописать все работы, сроки их выполнения, стоимость. Тогда в случае спорных ситуаций у вас в руках будут доказательства.
Напомним, что с 28 января жители Москвы могут пользоваться обновленной платформой «Электронный дом» — сервисом для управления домом онлайн. С его помощью можно обращаться в управляющую компанию с сообщениями о неполадках — например, о том, что в подъезде перегорела лампочка. Также на платформе можно обсудить объем работ, который предусматривает капитальный ремонт.