Храм, который мы потеряли
Достопримечательности бывают разными: парадные исторические, окруженные сувенирными лавками и билетными кассами, тихие древности вроде неказистых сельских церквушек, историю которых можно узнать лишь из подробных путеводителей. А еще бывают достопримечательности, которые не встретишь даже в путеводителях. О таких местах Новой Москвы расскажут в рубрике «Блокнот краеведа». На этот раз краевед из Краснопахорского Артур Бурмистров (на фото) объяснит, как нашел старинный погост Спасский на реке Пахре, где стояла Спасо-Преображенская церковь.
В поселении — три старинных каменных церкви: Иоанна Богослова 1703 года постройки в селе Красное, Рождества Христова 1692 года в Варварине и Михаила Архангела 1862 года в селе Былово, построенная на месте деревянной церкви, известной с 1627 года. Но здесь в те времена существовала еще одна церковь. Как указано в писцовых книгах, «в 1627–1628 гг., московского уезда, Шахова стана находился погост (церковь с кладбищем и домами причта на церковной земле. — «НО») приходный, на реке Пахре, с церковью Преображения Господня с приделом Николы Чудотворца
деревянною клетцки…». В современной литературе и на сайте «Храмы России» пишут, что эта церковь находилась в деревне Страдань. Но записи в дозорных книгах Патриаршего приказа 1690 года уточняют, что на самом деле она была рядом с селом Варвариным. Здесь же указан погост Спасский на всех старинных картах с 1812 до 1941 года.
За годы все изменилось, даже русло Пахры. Только три храма стоят там же. Чтобы определить точное место, где была Спасо-Преображенская церковь, использовалась карта Шуберта 1856 года.
Церковь была привязана к этим трем храмам и наложена на спутниковую карту. Оказалось, что на месте «погоста Спасского» сейчас находится коттеджный поселок. Участки на месте кладбища в 2007–2009 годах были проданы под жилую застройку. Свидетели строительства поселка рассказали, что при земляных работах было обнаружено множество костей в лесу. По отношению к памяти живших веками на этой земле предков справедливо поставить часовенку и сложить там их кости. Ведь эта церковь была самой старой в округе, еще до постройки церквей в Варварине и Красном ее приход объединял все окрестные деревни и насчитывал 196 дворов. И многие поколения хоронились на погосте Спасском.